Абхазия в объективе Смотреть фото
Система Orphus

Абхазские народные песни

Абхазские народные песни, спокойные, трогательные, полные лиризма, а порой суровые, мужественные, зовущие к борьбе. Истоки музыкальной культуры абхазов восходят к далекому прошлому.  М. Горький во время своего пребывания в Абхазии в 1928 году ездил по ее районам, знакомился с нравами, бытом, танцами  и песнями. Под впечатлением услышанных абхазских народных песен, он писал: «Объехал всю Европу, Америку, слышал песни многих народов, но таких темпераментных и захватывающих песен не пришлось слушать. Хорошие песни, чудесные песни! Такие мелодии мог создать только трудовой народ. Как надо любить и чтить своих героев, чтобы так трогательно, мужественно и горячо петь о них!».

Тесные отношения с другими народами в течение долгого периода не помешали абхазам пронести музыкальный фольклор через века, сохранить свои исконные особенности  и черты, которые определили слог и сильный характер народного песенного творчества.

Народная музыка абхазов включает  обрядовые, трудовые, бытовые и исторические песни, в которых существуют свои жанровые разновидности и особенности. Во многих абхазских народных песнях в качестве неизменного элемента мы слышим непереводимый рефрен «уарайда», «уари-да-ра», «сиуарайда».

Передаваясь из поколения в поколение, из уст в уста, народные песни составляют национальную сокровищницу народа, раскрывая его мировоззрение, духовную красоту, психологию, нравы и быт.

Абхазские народные песни, как правило, исполняются коллективно, в большинстве они хоровые,  многоголосные. Особое место в абхазском музыкальном фольклоре занимает историко-героический эпос, ярко отразивший суровую и мужественную жизнь народа и его характер.

Важную часть музыкального фольклора абхазов занимает героическая тематика, обусловленная исторической судьбой народа. Абхазия своим географическим положением, благодатной природой издревле притягивала бесчисленных завоевателей: римлян, греков, турок, византийцев, арабов, и других. Абхазский народ испытал много несчастий, и чем драматичнее складывалась его судьба, чем суровее была борьба за свою жизнь, тем ярче и красочней памятники его духовной культуры.

Бесконечная борьба с агрессорами выковали в абхазах чувство патриотического долга и послужили рождению в народе образа народного героя «афырхаца»- героя из героев, наделенного лучшими качествами,  определяющими национальный характер.

О жизни афырхаца  повествует цикл песен «О ранении», исполняемых под аккомпанемент апхярца – старинного двухструнного смычкового инструмента. «Песни ранения» как правило, исполнялись тяжело раненными в сражении, с этой песней на устах «афырхаца» зачастую уходил из жизни, достойно исполнив свой священный долг перед Родиной.

Героические песни абхазов воспевают подвиги погибших героев. Устное народное творчество сберегло жизнеописания прославленных народных героев. Сохранились песни об известных героях  — Кяхба Хаджарате, Смыр Гудисе, Кягуа Инпха, Пшкяч-ипа Манча,  Озбаке, Каца Хабр-ипа, Данакае Аджир-ипа.

К древнейшему образцу прочтения героики в музыкальном фольклоре абхазов относится Нартский эпос, создававшийся в течение столетий. Главным его героем выступает нарт Сасрыкуа, жизнь которого посвящена подвигам во благо народа. В эпосе повествуется и о подвигах его девяноста девяти братьев, о хранительнице семейного очага их матери Сатаней Гуаше.

Блестящим прочтением эпоса в народной музыке явилась песня об абхазском Прометее – Абраскиле, который стал символом торжества разума, олицетворением самопожертвования. Борясь за правду и справедливость на земле, он нещадно уничтожал все препятствия, стоящие на пути к осуществлению его заветной цели. Абраскил похитил у бога искру огня и отдал ее людям, чтобы они, овладев огнем, стали сильными и свободными.

К героическим песням относится и цикл песен под названием «махаджирских». Трагические страницы истории, горе и тоска по Родине оставили глубокий отпечаток в народном творчестве абхазов. Наиболее выразительна из песен, связанных с этой трагичной темой колыбельная «Шьышьнани».

Наиболее архаичным жанром являются охотничьи песни. Одно из главных мест в пантеоне божеств абхазов занимают покровители леса и охоты Ажвейпшаа и Айергь, которым в абхазском фольклоре сложено немало песен-гимнов.

Охотничьи песни, посвященные Ажвейпшаа или его сыну Иуану, исполнялись накануне охоты. В песнях Ажвейпшаа просили послать удачу, благодарили за добычу, оповещали об удачной охоте.  Изначально эти песни исполняли без слов, текст возник с течением времени, и пели их исключительно мужчины, женщины на это не имели права.

Чтоб охота прошла успешно также исполнялись тотемические танцы, которые имитировали движения дикого зверя. Очень древними являются «Медвежьи пляски», сопровождаемые одноименной песней.

В Абжуйской Абхазии исполняли песню «Айергь». Ее пели во время эпидемий, грозы, когда тушили старые огни и зажигали новый священный огонь.

Поэзия гор, стихия охотничьего быта, послужили основой для создания многочисленных песен и сказаний, обогативших музыкальный фольклор абхазов. Самой романтичной из абхазских песен  является  «Песня скалы», повествующая о двух братьях-близнецах — Шарпыецва и Хуалпыецва, одному из которых пришлось всю ночь напролет играть на  абхазской свирели  «ачарпын» и петь, чтобы не дать заснуть и упасть в пропасть застрявшему на скале брату.

В песенном творчестве широко представлен пастушеский фольклор. По преданию, изобретателями абхазской свирели — «ачарпына» были пастухи, которые уверяли, что под звуки «Песни кормления стада» скот лучше ест и дает много молока. Происхождение этого обряда связано с верой в магическую силу музыки. О том, что музыка врачует тело и душу, известно с незапамятных времен.

Это лечебное свойство музыки было знакомо предкам абхазов и положено в основу широко бытовавших в прошлом песен, исполнявшихся в связи с тем или иным заболеванием.

Абхазская пословица гласит: «Хорошая песня рану залечивает».

По народному представлению, у каждой болезни было особое божество, гневом которого было вызвано заболевание. Для выяснения причины заболевания к больному приглашалась вопрошательница, по совету которой совершался обряд «ачапшара» — коротание ночи у постели больного.

Свадебные песни также причисляются к жанру обрядовых. Обычно они включают в себя две части, первая из которых — торжественное вступление с характерной мелодией декламационного характера, а вторая — мелодическая подпевка с энергичным, пульсирующим ритмом. Центральным эпизодом абхазской свадьбы являются привод невесты в дом жениха и свадебное пиршество («ачара»), во время которого и исполняется «Свадебная плясовая».

Традиционная абхазская свадьба формировалась из целого ряда сцен, сопровождавшихся танцами, песнями, конными состязаниями и стрельбой в мишень. Символический смысл имела свадебная песня «Уауредада» (в Гудаутской Абхазии «Радеда»), исполняемая по дороге к дому невесты и в момент вступления невесты в дом жениха. Эта песня была связана с пожеланием счастья молодым и, в то же время, она как бы оберегала их от дурного глаза.

Архаичностью, строгостью звучания отличаются и траурные песни абхазов «Ауоу» и «Азар». «Ауоу» исполнялась на похоронах, когда умирал глубоко почитаемый последний представитель рода или семьи. «Азар» исполнялась на больших годовых поминках. С песней «Азар» трижды обводили лошадь вокруг могилы, после чего начинались скачки. В них принимала участие и лошадь покойного. Интересно отметить, что обычно лошадь чутко реагировала на звуки песни «Азар». Она начинала как бы стонать. Не случайно абхазы говорят, что «у лошади человеческая кровь».

Абхаз поет всегда. «Уаарайда» абхаза звучит, пока он жив» «Когда поет душа, она не стареет». Когда поет «Страна Души» (так абхазы называют свою родину), она возрождается.