Абхазия в объективе Смотреть фото
Система Orphus

Абхазские народные музыкальные инструменты

Апхьарца

Музыка у абхазского народа преимущественно вокальная, игра же на музыкальных инструментах представляет лишь дополнение к ней. Тем не менее, абхазский музыкальный инструментарий очень развит и заслуживает большого уважения и внимания из-за сохранившихся в нем архаизмов. Он состоит из ударных, духовых, струнных и пневматических инструментов. Ударные инструменты представлены самозвучащими (аинкьага) и мембранными (адаул); духовные-флейтовыми (ачарпын с его разновидностями), язычковыми (ашьамшьыг, абыкь), амбушюрными (абыкь); струнные представлены щипковыми (аюмаа, ахымаа, ачамгур, апандур), смычковыми (апхьарца); пневматические-язычковыми (амырзакан).

Апхьарца — старинный национальный двухструнный смычковый инструмент абхазов, который сохранился до наших дней почти в неизменной древней форме. Апхьарцу, как и все другие инструменты, абхазы изготовляют кустарным способом. Обычно ее делают из деревьев лиственных пород (инжира, клёна, липы и др.), произрастающих в Абхазии. Чаще всего встречается апхьарца из ольхи, поскольку это легко обрабатываемое дерево. В старину делали апхьарцу из горлянки, корня плюща и из виноградной лозы. Струны изготовляли из конского волоса, а в древности делали из заболони долголетнего плюща. Для трости смычка употребляются легко гнущиеся породы деревьев (фундук, лавровишня, кизил, шелковица). В большинстве случаев инструмент изготовлял сам исполнитель, который называется апхьарцархуаю и является одновременно и певцом и поэтом-импровизатором.

Преимущественно на апхьарце играют сидя, исполняющий держит перед собой инструмент в вертикальном положении, причем головка слегка наклонена влево, а ножка упирается в оба колена, смычок держат в правой руке.

Апхьарца некогда играла важную роль в жизни абхазского народа, под ее аккомпанемент пелись, главным образом, историко-героические песни и сказы. Мелодия апхьарцы сопровождала воинов в бой и вдохновляла их на подвиги. По преданию сказителей, горе, которое приносили бесконечные воины, породило этот инструмент. Народ страдал, и все свои переживания изливал игрой на апхьарце и передавал из поколения в поколение мелодии.

Название «Апхьарца» по своему происхождению также связано с военным бытом народа. А именно в этом слове – «Апхьа» означает «вперед», «впереди», вторая же часть сложного слова – «-рца», очевидно состоит из аффикса побудительности. Дословно в переводе на русский язык «Апхьарцага» означает – то, чем побуждается идти вперед».

Происхождение Апхьарцы пока не установлено, но есть мнение, указывающее на сходство абхазской Апхьарцы с инструментами соседних народов, а именно близость чисто внешнего характера с черкесским камлачом.

По мере развития художественных требований совершенствовались и инструменты абхазов, например. Знаменитый народный певец Жана Ачба, стремясь расширить музыкальные  возможности Апхьарцы, внес некоторые изменения в ее конструкцию. К сожалению, увидеть ее не удастся, поскольку она по завещанию самого Жаны Ачба, погребена вместе с ним.

Одним словом, Апхьарца, сохранив все свои индивидуальные исконные черты, в настоящее время улучшена в качественном отношении. И то,  что основное ее назначение — сопровождать героические песни, наталкивает на мысль, что Апхьарца, которая передает характер абхазской народной двухголосной песни, возникла в героический период истории абхазского народа и, безусловно, помогла одерживать победы в кровопролитных войнах.

В абхазском инструментарии наиболее многочисленно представлены  струнно-щипковые инструменты — аюмаа, ахымаа, ачамгур, апандур.

«Аюмаа» – это угловая арфа, вышедшая из употребления, которая представляет собой дугу из липового дерева, нависшую над корпусом, с четырнадцатью струнами из конского волоса.

В основном это аккомпанирующий инструмент, А. Миллер из поездки по Абхазии в 1907 году писал, что под ее сопровождение исполнялись исторические и военные песни.

Само название инструмента – Аюмаа — исконно абхазское, в народе оно этимологизируется как «двуручная».

До нас дошла абхазская легенда о происхождении другого музыкального инструмента «Ахымаа», согласно которой он возник как орудие для излияния горя. В легенде говорится, что отец, убивший случайно своего сына, натянул конские волосы на корыто, в котором купали в детстве ребенка. Это корыто с конца, приспособленного для изголовья ребенка, было расширено. На нем было три ручки, почему и назвали этот музыкальный инструмент «ахымаа», что означает в переводе с абхазского «трехручье».

Наряду с вышеперечисленными инструментами широкое распространение а Абхазии получил четырехструнный щипковый инструмент — «ачамгур». Играют на нем, также, сидя, во время игры инструмент держат приподняв шейку вверх и опирая корпус о правую ногу.

«Ачамгур» является в основном аккомпанирующим инструментом. На нем играли во время вылавливания души утопшего, на поминках, во время коротания ночи у постели больного.

Инструмент приобрел значение подлинно национального, поскольку очень глубоко и прочно вошел в музыкальный быт абхазов. Нет ни одного сельского ансамбля, где бы не была представлена группа ачамгуристов. Исполнителями на нем являются исключительно женщины, аккомпанирующие, обыкновенно, собственному пению. Как сообщает Н. Джанашиа, если впервые срезанные ноготки мальчика бросали в мужской инструмент-апхьарцу, то первые ногти девочки клали в ачамгур.

В абхазский музыкальный инструментарий в последние десятилетия вошел также грузинский струнно-щипковый — пандури, который абхазцы называют апандур.

Из язычковых духовых инструментов абхазы сохранили «ашьамшит» (ашьамшьыг), «абыкь» (абыкь) и др., более древним по своему происхождению является «абыкь» — абхазская труба, ее называют язычковая свирель типа рожка. Сейчас труба вышла из употребления, но встречалась еще, как помнят очевидцы, во 2-й половине XIX в. при дворе последнего абхазского владетельного князя Михаила (Ахмут-бея) Чачба (шервашидзе). Это сигнальный инструмент. Благодаря его фанфарным звукам, которые разносятся далеко, им объявляли военные тревоги, собирали общину на сход, созывали людей на полевые работы.

Абыкь также употребляли и в религиозных целях. Священнослужитель — жрец оповещал трубными звуками о предстоящем молении. Как сообщал 85-Jlетний сказитель села Джирхва Дамей Дзкуя, жрец святилища, проклиная кого-либо, трубил в абыкь. Именно звуку  абыкь приписывалось магическое свойство, означающее проклятие. Например, при совершении кражи или потери чего-либо у фамилии Палба пострадавший сообщал жрецу о случившемся. Последний поднимался к святилищу и трубил в абыкь. Звуки эти разносились и в другие села. Все, кто слышал их, знал, что совершена кража.

Из группы духовых в настоящее время сохранился как музыкальный инструмент лишь «Ачарпын» – род продольной одноствольной флейты. Изготовляют ачарпын из стебля зонтичного растения, обычно из борщевика, который по-абхазски называется ачарпын, отсюда и возникло название инструмента. Впоследствии ачарпын стали изготовлять из бузины, дикой моркови — это травы, произрастающие в горах Абхазии, а также из тыквенного стебля, а также из ореховой веточки или хурмы. Если изготовленный ачарпын удовлетворял слух исполнителя, он тщательно его оберегал. Инструмент хранили в футляре.

Исполнителей на ачарпыне можно встретить в горных районах, на пастбищах.

Ачарпын — усовершенствованная пастушеская свирель. Исполняют на ней наигрыши, преимущественно связанные с пастушеским бытом, и, как отметил один из первых собирателей абхазских народных песен К. В. Ковач, ачарпын «не просто забава и развлечение, а производственное … орудие в руках пастухов». Так, пастухи-абхазы специальной мелодией «Ауасархыга», что значит в переводе на русский язык «чем овец заставляют кушать траву» — по утрам сзывают коз и овец на пастбища. Особыми песнями выбирают из табуна лошадей-двухлеток, трехлеток и тд.

Абхазы на считали, что скотина лучше ест под ачарпые и соответственно дает больше молока («Песнь кормления стада»).

Мелодиям ачарпына приписывалось магическое значение, ими отвлекали от страданий заболевшего пастуха (считали, что они отгоняют злых духов).  На ачарпыне играли при совершении обряда вылавливания души утопшего или упавшего с утеса. При поисках трупа утопшего абхазы, идя вдоль берега реки, играли, на нем и, как считалось, у того места, где лежит в воде утопленник, ачарпын затихает.

В «Песне убившего сына» повествуется об этом. Жил пастух со своей женой 12 лет. На 13 году их совместной жизни родился сын. Когда сынишка подрос, отец взял его в горы пасти стадо. Как-то вечером отцу послышался в папоротнике шорох. Он решил, что это зверь подкрадывается к стаду, и выстрелил. Каково же было его горе, когда оказалось, что это был его единственный сын! По абхазскому обычаю отец не мог его оплакивать. Тогда он положил убитого сына на бурку и всю ночь играл на ачарпыне печальные песни. На рассвете отец умер от разрыва сердца. Под аккомпанемент ачарпына пастухи исполняли и небывалые по темпераментности абхазские пляски. Сейчас на ачарпыне исполняются и другие песни, не связанные с пастушеским бытом, сочиненные на разные случаи народной жизни.

Происхождение духового инструмента типа флейты — ачарпына абхазы объясняют естественно: пастухи, пасущие свои стада на пастбищах, заросших борщевиком, заметили, что ветер при вдувании в надломленные стволы его издает звуки. Они, срезав ачарпын, стали дуть в него и тоже получили звуки. Просверлив дырочки вдоль него и поочередно закрывая их, они стали играть разные мелодии.

К ударным инструментам относятся все те, из которых звук извлекается ударом по звучащему телу. Наиболее часто для этого и сейчас абхазы употребляют руки Такой способ извлечения звука называется «Анапыеинкяра», что значит в переводе на русский язык «рукоплескание».

Абхазы употребляют различные виды трещоток и в сельскохозяйственных целях. Например, трещотка использовалась для распугивания ворон с кукурузных полей. Состоит она из толстой рукоятки, на которую приделывают дрань. При раскручивании её обеими руками получали трескучий звук. Трещотка называется «акяпкяп». В Гудаутской же Абхазии во время танцев применялись «ачыжь». В прошлом во время пляски хлопали в ладоши, но это хлопанье было едва слышно, а потому применяли «агуцмакякуа» — плоские дощечки, которые при встряхивании, ударяясь друг о друга, издавали громкие хлопки в такт с движениями танцора. «Агуцмакякуа» схожи с аналогичным инструментом народов северо-западного Кавказа, это несколько свободно скрепленных ремешком нескольких прямоугольных дощечек, которые при встряхивании ударяются друг о друга и издают сухой, щелкающий звук.

«Аинкьага», что значит в переводе на русский язык «хлопанье» — единственный сохранившийся тип ударных самозвучащих инструментов, бытовавших в прошлом у абхазов. Он представляет собой 12 деревянных скрепленных пластинок (из инжира) в форме лопаток, одна из которых оканчивалась узкой округлой ручкой. Ныне сохранились только 2 пластинки: основная — с ручкой и вторая — без ручки.

При исполнении аинкьага держали за ручку и путем резкого или плавного движения руки получали удары различной силы и разного ритмического рисунка. Применяли её для аккомпанемента танцам.

По верованиям абхазов, для изгнания злых духов производил и шум с помощью трещоток. Для усиления же оберегательной силы трещотки орнаментировали. Трещотки представляют собой инструменты с неопределенной высотой звука. Это один из самых ранних примитивных видов ритмо-шумовых инструментов. Такого же рода шумовой инструмент и акакан-араса кылцва. Это сдвоенный орех, которым сейчас забавляются дети. Сквозь два ореха продевается замкнутая нитка, раскручивают их обеими руками, а затем при периодическом сжимании и растягивании нитки, орехи, приближаясь, ударяются с треском друг о друга. Кроме самозвучащих инструментов, в группе ударных выделяются мембранные, звук из которых извлекается путем колебаний натянутой мембраны.

Все они называются «адаул» — сигнальный инструмент в виде одностороннего барабана. Это деревянный гнутый каркас из драни, с натянутой мембраной из козьей кожи. Кожу предварительно выдерживали в воде, а потом сушили на солнце. На деревянном каркасе просверливали отверстия.

Итак, абхазский музыкальный инструментарии сложился из самобытных музыкальных инструментов — аинкьага, абыкь (язычковый), абыкь (амбушюрный), ашьамшиг, ачарпын, аюмаа, ахымаа, апхьарца- и привнесенных — адаул, ачамгур, апандур, амырзакан.

Простейшие из самобытных инструментов — абыкь (язычковый), ашьамшиг, аинкьага — возникли в условиях первобытного общества и находились в непосредственной связи с его формами идеологии. Сначала они выполняли функцию сигналов как в гражданском и сельскохозяйственном быту, так и в военном. С дальнейшим же изменением быта и мировоззрения абхазов они стали приобретать и другие функции, в частности, развлекательную.

На следующих этапах развития общества появились инструменты более сложного устройства — абыкь (амбушюрный), аюмаа, ахымаа, апхьарца.

Некоторые из вышеперечисленных инструментов вышли из музыкального обихода абхазов (аинкьага, абыкь, аюм аа, ахымаа).  Привнесенные инструменты — адаул, ачамгур, апандур, амырзкан — свидетельствуют о древних культурных связях между народами Кавказа.