Абхазия в объективе Смотреть фото
Система Orphus

Искусство


Краткая история развития абхазского искусства

Каждый, кому довелось побывать в Абхазии, не мог не ощутить особый вкус самобытности этой страны. Вновь прибывшего человека здесь обязательно удивят и местные  колоритные истории, и зажигательные, а порой величавые танцы, мелодичная и вдумчивая музыка, а также многочисленные произведения декоративно-прикладного искусства.

В республике давно сформирована своя художественная школа с оригинальными стилевыми направлениями, своеобразным мировосприятием и национальным окрасом. При этом можно отметить, что элементы реализма и всевозможных авангардистских течений сосуществуют вполне органично и естественно.

Появление зачатков художественного творчества на территории Абхазии относят ещё к палеолиту. Примером может служить каменная ограда из скальных блоков в Холодном гроте (Хупынипшахуа), простейший точечный орнамент на изделиях из кости и камня, наскальные изображения в пещерах. К этому периоду относятся и различные украшения – подвески из камня, кости и раковин. Эпоха бронзы в Абхазии отмечается удивительными мегалитическими памятниками – дольменами, кромлехами, менгирами, некоторые из которых являются ровесниками египетских пирамид. В это же время керамическая посуда украшалась разнообразным нарезным  и рельефным орнаментом. На поверхности многих бронзовых изделий были нанесены солярные символы, изображения животных и птиц.

В эпоху бронзы и раннего железа  геометрический орнамент и инкрустация на различных бронзовых изделиях (кинжалы, топоры, пряжки, и т.д. ) становятся характерной чертой местного прикладного искусства. Во время становления и расцвета древнегреческих городов на Черноморском побережье, таких, как  Диоскуриада и Питиус, местная культура попадает под сильное влияние греческой.

В раннем средневековье под влиянием архитектурных школ Византии сформировалось церковное зодчество Абхазии. Особое место занимает Драндский храм (VI в.) – это самое раннее крестово-купольное сооружение в Закавказье. К тому же времени относятся и плиты алтарных преград из Цебельды, где изображено больше десятка барельефных сцен, по сюжетам Ветхого и Нового Заветов. Образцом светской архитектуры является дворец Х в.в. с. Лыхны. Яркой выразительностью отличаются памятники христианского зодчества византийской архитектуры IX-X вв. (Пицунда, Алахадзы, Бзыбь, Лыхны, Анакопия, Моква).

Искусство эпохи Царства абхазов и картвелов конца X – начала XII веков характеризуется крупными памятниками, среди которых «Замок Баграта» (г. Сухум), Бедийский храм с дворцовой постройкой, где хранился шедевр средневекового прикладного искусства – бедийская золотая чаша с чеканными изображениями Иисуса Христа, Богоматери и двенадцати апостолов.

Очень разнообразны памятники абхазского искусства позднего средневековья (XIV-XVII вв.). Это — достаточно большое количество феодальных замков и крепостей в горах. В интерьере церквей много художественной утвари из серебра и золота, начинают широко использоваться резные алтарные преграды и колонки. Ярким памятником книжного искусства является Моквское Евангелие, иллюстрированное многочисленными миниатюрами.

В XVI-XVIII вв. Абхазия находилась под влиянием Турции. Мусульманские запреты изображения живых существ привели к тому, что в данный период распространяется искусство орнамента.

Со вступлением Абхазии под покровительство, а затем и в состав Российской империи, на ее территории распространяется российское и европейское культурное влияние. Начинается становление местной интеллигенции.

Среди наиболее ярких имен следует отметить художника кн. Александра Константиновича Чачба-Шервашидзе и поэта кн. Георгия Михайловича Чачба-Шервашидзе.

В1918 г. по инициативе А. К.  Чачба-Шервашидзе  в Сухуме открывается детская художественная школа, в которой он сам преподает, а также молодёжная театральная студия при Сухумском театральном обществе. По приглашению Чачба  в качестве педагогов работают известные театральные деятели – Н. Евреинов, Н. Бутковская, В. Каменский и др.

В период советской власти в Абхазии отмечается подъем экономики и  культурной жизни. Абхазские художники Г. Гулиа, И. Кортуа, Л. Шервашидзе делают первые шаги в искусстве под руководством русских преподавателей А. Обухова, С. Булаковского, О. Лишевой. В это же время здесь живут и работают талантливые живописцы, скульпторы и графики М. Платунов, О. Сегаль, В. Контарев, Л. Невский и др. По их инициативе в1935 г.  в Сухуме стала функционировать художественная школа, которая вскоре была преобразована в художественное училище.

Союз художников Абхазии, созданный в 1939 году по инициативе преподавателей Сухумского художественного училища, уже через год своего существования  организовал выставку работ местных художников и скульпторов. В годы Великой Отечественной Войны художественное училище было временно закрыто, т. к. большая часть преподавателей и студентов ушли на фронт.

В 1947 году в Сухуме была открыта первая послевоенная выставка, посвященная Великой Отечественной войне, Победе и послевоенному строительству, представившая работы 150 местных художников. С этого времени подобные выставки стали проводиться почти ежегодно.

С середины пятидесятых годов вновь открываются абхазские национальные общеобразовательные школы, и начинает возрождаться изобразительное искусство. В1955 г. вновь открываются художественные школа и училище.

В 50-е годы Союз художников Абхазии пополнился многими незаурядными личностями, одной из которых является М. Е. Эшба, лауреат многих художественных конкурсов. Вскоре она возглавила местное отделение СХ СССР. Она является автором скульптурных портретов общественных и государственных деятелей, (один из них —  памятник ее отцу революционер Ефрему Эшба в Сухуме), а также мемориальных комплексов, посвященных Великой Отечественной войне в г. Гудаута и с. Лыхны. В формировании подрастающего поколения немалую роль сыграла Варвара Дмитриевна Бубнова, прожившая более 30 лет в Японии, и своим творчеством внесшая огромный вклад в русско-японские культурные связи. В Абхазии она  плодотворно занималась живописью, а также писала теоретические статьи.

Значительный рост национальных профессиональных кадров приходится на 60-е годы, когда выставки абхазских художников проводятся и за пределами республики. В это же время  становятся популярны такие молодые художники, как  Х. Авидзба, С. Габелиа, В. Лакрба, В. Цвижба, З. Джинджолия, Г. Лакоба и др.

Кроме того, в Абхазии сформировалась целая плеяда графиков. В конце 60-х – начале 70-х годов известными стали имена талантливых графиков и живописцев Т. Ампар и В. Гамгиа. Их творчество характеризуется глубоким интересом к жизни своей Родины, ее истории и традициям. Предсмертным завещанием своему народу для  В. Гамгиа  стали созданные им Государственные герб и флаг современной Абхазии.

Вторая половина XX века становится  периодом укрепления национального самосознания и роста духовной культуры. Создаётся много художественных работ по мотивам народного фольклора. Несмотря на трудности во время Отечественной войны 1992—1993 гг., художники не прекращали работу. Многие из них сражались на фронтах.

В послевоенное время появляется новое поколение художников разных стилей и жанров. Одним из них является А. Дзидзариа: живописец, график, карикатурист и искусствовед. Его работы отличает особая изысканность и тонкий вкус, а полёт фантазии мастера, кажется, не знает пределов. В настоящее время А. Дзидзариа возглавляет Союз художников Абхазии. Искусство национальной сценографии, основанное А. Чачба, продолжают современные художники, одним из которых был Е. Котляров, отличавшийся широтой художественный обобщений.  Им оформлено более 200 театральных постановок. Эту традицию подхватили молодые сценографы В. Кацба и Б Джопуа.

В декоративно-прикладном искусстве Абхазии сохранились древние традиции, которые отражаются в керамических произведениях В. Хурхмал, Л. Будяк, Р. Акиртаа и др. Не только в Абхазии, но и за ее пределами известны имена талантливых живописцев, графиков, скульпторов, прикладников Э. Арсалиа, Л. Габелиа, Н. Логуа, Т. Авидзба, В. Воуба, А. Лабахуа, А. Пкин и др. Немало выставок в Абхазии и России за последние годы организовал Союз художников. Многие члены Союза принимали участие в зарубежных экспозициях – в Польше, Финляндии, Голландии, Греции, Турции, Сирии, Болгарии и др.

Сегодня абхазское искусство продолжает свои лучшие традиции, воспевая древнюю историю и культуру Абхазии, раскрывая полноту национального духа. Искусство абхазского народа, несомненно, станет со временем более известным среди ценителей прекрасного во всём мире, и займёт своё достойное место среди произведений художественного наследия человечества.