Абхазия в объективе Смотреть фото
Система Orphus

Хибла Герзмава

Хибла Герзмава — народная артистка Абхазии и России, яркая и индивидуальная, эмоциональная и темпераментная, невероятно талантливая актриса с развитой интуицией и чувством образа. С абхазского Хибла переводится как «Златоокая». Вероятно, поэтому ее глаза всегда горят. Но миллионы слушателей пленяет другой  драгоценный дар — это ее золотой голос.

Родилась Хибла Герзмава 6 января 1970 года в Пицунде. Музыкальную школу стала посещать в Гаграх, затем продолжила образование в Сухумском музыкальном училище. Но не как вокалистка, а как… пианистка. Сама певица говорит, что она мечтала стать органисткой, ей казалось это логичным, из-за того, что она выросла  возле Пицундского храма, в котором с 70-х годов прошлого века проводятся органные концерты. Будущая звезда до 18 лет даже не задумывалась о вокальной карьере. Она любила петь, а также сочинять песни, но никто из ее близкого окружения не воспринимал это увлечение всерьез. Разглядел в Хибле незаурядный дар певицы ее педагог по классу фортепиано, который и отвел девочку  в вокальный класс к Жозефине Бумбуриди.

Уже в 1989 году Хибла поступила в Московскую консерваторию, где ее педагогами стали И. Масленникова и Е. Арефьева. С этого времени у домашней девчонки из глубинки началась другая жизнь. Своим успехом певица обязана не столько счастливому стечению обстоятельств, сколько  собственному сильному характеру.

В 1993 году Хибла Герзмава приняла участие  в международном конкурсе вокалистов «Вердиевские голоса» в итальянском городе Буссето где завоевала III премию. После Буссето было 2-е место на конкурсах Римского-Корсакова в Петербурге и Франсиско Виньяса в Барселоне, а участие в Х Международном конкурсе им. П.И. Чайковского в Москве принесло певице Гран-при — единственное за всю более чем полувековую историю этого конкурса. С тех пор «звезда» Хиблы никогда не заходила, разгораясь все ярче и ярче,

Поступив  в 1995 году на службу в Московский академический Музыкальный театр им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, Хибла Герзмава стала одной из самых ярких звезд оперной труппы благодаря творческому тандему с режиссером-постановщиком Александром Тителем. Львиная доля успеха неординарных постановок режиссера — заслуга певицы, а слава и популярность Хиблы Герзмавы во многом зависела от Александра Тителя. Именно этот режиссер научил певицу быть артистичной и естественной на сцене. Хибла приобрела собственную необыкновенно притягательную и обаятельную исполнительскую манеру. В ее репертуар входят как  малоизвестные вещи, так и  произведения популярные, которые в ее исполнении звучат совершенно по-новому. В репертуаре Хиблы ведущие партии из опер Моцарта, Верди, Россини, Пуччини, Доницетти, Беллини, Глинки, Рахманинова, Перголези, Лотти, Баха, Шуберта…

В 2001 году Хибла Герзмава получила театральную премию «Золотой Орфей» в номинации «Лучшая певица». В 2010 году за  исполнение партии Лючии в опере «Лючия ди Ламмермур» Хибла Герзмава была удостоена Российской Национальной театральной премии «Золотая маска» и премии Casta Diva в номинации «Лучшая певица», а также Премии Москвы в области литературы и искусства. В 2011 году Хибла стала лауреатом первой независимой премии в области высших достижений литературы и искусства «Триумф».

Нередко, после ее пения, люди, ранее равнодушные к опере, осознают, что на всю жизнь влюбились в этот жанр. Выдающийся  голос она без усилий гармонично сочетает с неиссякаемым артистизмом. Небанальное прочтение партитуры, без малейшего намека на саморекламу, свободное и мастерское владение голосом, чуткость и деликатность превращают оперу с ее участием в праздник.

Ее чарующее сопрано звучит на сценах лучших оперных театров мира. Певица гастролировала в Великобритании, Швеции, Японии, Франции, Голландии, Австрии, Бельгии, США, Испании, Греции где ее концертные программы всегда проходили с большим успехом. Она пела в Шатле и Шанз-Элизе в Париже, в театре Коммунале во Флоренции, в Софийской опере, в Театро дель Лисеу в Барселоне и Палау де лес Артс Рейна София в Валенсии, в петербургском Мариинском театре и в токийском Бунка Кайкан, а весной 2008 года состоялся ее дебют на сцене Королевской оперного театра Ковент Гарден в Лондоне, где она исполняла партию Татьяны в опере Чайковского «Евгений Онегин». В октябре 2010 года Хибла дебютировала на сцене Метрополитен Опера, исполнив партию Антонии в постановке «Сказок Гофмана» Оффенбаха.

Она выступает с такими выдающимися российскими и зарубежными музыкантами и дирижерами, как Лорин Маазель, Антонио Паппано, Марко Армильято, Адам Фишер, Владимир Спиваков, Валерий Гергиев, Александр Рудин, Михаил Плетнёв, Владимир Федосеев, Василий Синайский, Евгений Бражник, Вольф Горелик, Феликс Коробов, Александр Сладковский и др.

При этом Хибла никогда не забывает о своей Родине. Выросшая в Пицунде девочка, ставшая звездой в мире оперного искусства, возвращает свой долг земле, где отмерен ей был Всевышним дар. Каждый год абхазские поклонники классической музыки с нетерпением ждут открытия фестиваля «Хибла Герзмава приглашает», потому что знают наверняка, что смогут вновь насладиться уникальным голосом примадонны. Этот фестиваль впервые прошел  в 2001 году в родном городе Хиблы — Пицунде. Он постепенно расширил свою географию, и стал проводиться также в Сухуме. Фестиваль неизменно поддерживает Правительство Республики Абхазия. Последние несколько лет фестиваль проходит в 3-х частях: «Концерт молодых музыкантов», «Джазовые импровизации» и «Вечер классической музыки».

За 11 лет существования фестиваля в Абхазию приезжали с концертами друзья-музыканты певицы, среди которых: Владимир Спиваков и Государственный камерный оркестр «Виртуозы Москвы», Московский камерный оркестр «Musica Viva» под управлением Александра Рудина, Камерный оркестр московской консерватории и дирижер Феликс Коробов, Олег Янченко, Евгения Арефьева, Екатерина Ганелина, Елена Образцова (меццо-сопрано), Василий Ладюк (баритон), Евгений Поликанин (баритон), Алиса Гицба (сопрано), Сергей Балашов (тенор), оркестр Московского академического музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко.

На сцене Абхазского драматического театра труппа Московского академического музыкального театра показала оперетту И. Штрауса «Летучая мышь» в постановке А.Тителя, который специально для этого события обогатил спектакль вкраплениями на абхазском языке. В фестивальной программе принимали участие актер Василий Лановой, Казанский государственный камерный оркестр «La Primavera» и целая плеяда молодых певцов — «Новые абхазские имена». Бессменным ведущим фестивальных концертов на протяжении многих лет был и остается известный российский музыковед Святослав Бэлза.

Влюбленность в джаз подтолкнула Хиблу к идее сочетать в рамках фестиваля концерты классической музыки с джазовыми. Концертная программа «Опера. Джаз. Блюз», родившаяся в результате совместных экспериментов Хиблы и пианиста Даниила Крамера, с огромным успехом прошла в Сухуме и Пицунде. Наряду с джазовым трио Даниила Крамера на фестивале выступали известная американская певица Дебора Браун и «МосГорТрио» пианиста Якова Окуня.

Хибле удалось воплотить свою давнюю мечту —  привезти в Абхазию мужской хор московского Сретенского монастыря, а также наконец-то, спустя много лет, снова выступить вместе с Мариной Шамба (орган) с программой барочной музыки в Пицундском храме.

Хибла смогла осуществить настоящий прорыв в культурной жизни Абхазии, превратив Пицундский храм и известную сценическую площадку.

Немногие из современных оперных певиц смогут превзойти Хиблу Герзмаву по обширности репертуара, по количеству концертов на знаменитых сценах мира. Талант Хиблы столь велик, что как бы она себя ни чувствовала, перед зрителями она — блистательна, она — во всеоружии, она — покорительница сердец.