Абхазия в объективе Смотреть фото
Система Orphus

Александр Чачба-Шервашидзе

Абхазское искусство имеет долгую и интересную историю, впитавшую в себя и оригинально отразившую влияния различных культур. Подарившее множество уникальных творений, несмотря на часто меняющиеся, порой трагические обстоятельства в истории страны, оно сохранило свою самобытность и особенный национальный оттенок, отличающий его от других кавказских художественных традиций. Среди плеяды выдающихся мастеров кисти Абхазии особо следует отметить первого профессионального художника среди абхазов, графика, живописца, сценографа, искусствоведа и художественного критика, просветителя и общественного деятеля  – князя Александра Константиновича Чачба-Шервашидзе.

Александр Чачба-Шервашидзе

Александр Чачба-Шервашидзе был потомком абхазских владетельных князей. Исходя из дворянских традиций, его готовили к военной карьере, несмотря на большую заинтересованность Александра искусством ещё в юном возрасте. Недолгое время он учится в Нижегородском кадетском корпусе, а после смерти отца переводится в Киевское реальное училище, которое окончил в 1889 году. Одновременно Александр брал частные уроки у художника Селезнева. В 24 года он становится вольнослушателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества, осуществляя, таким образом, свою заветную мечту.

В 1894 году молодой художник поступает в школу профессора Фернана Кормона в Париже, в которой учится 6 лет. А. Чачба знакомится с группой петербургских художников, живущих в Париже –  В. Серовым, И. Грабарем, А. Бенуа,  и другими. Там же он пополняет ряды русского артистического кружка «Монпарнас». Александр создаёт многочисленные эскизы и наброски к драматическим, оперным и хореографическим произведениям во время пребывания в Париже. Именно этот жанр определяет его дальнейшую судьбу и становится делом всей жизни.

С1906 г. он становится декоратором Петербургских императорских театров. Для Мариинского театра была создана его первая работа — декорации к опере Ш. Гуно «Фауст».  В мае 1917 он был назначен главным художником Петроградских государственных театров.

До1918 г. мастер принимает участие в создании более сорока спектаклей. В том числе постановок по произведениям У. Шекспира: «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Макбет»,  а также «Тристана и Изольды» Р. Вагнера, «Тяжбы» Н. Гоголя, «Искателей жемчуга» Ж. Бизе, «Хованщины» М. Мусоргского, «Шута Тантриса» Э. Хардта, «Лакме» Л. Далиба,  «Благочестивой Марты» Т. Молина,  и др. Реформаторский подход к декоративному искусству снискал ему в тот период достаточно широкую известность.

Александр Константинович переезжает в Абхазию в 1918 году. Он разворачивает обширную культурно-просветительскую деятельность в Сухуме,  открывая детскую художественную школу, где сам преподает, а также молодёжную театральную студию при Сухумском театральном обществе. По приглашению Чачба  в качестве педагогов работают известные театральные деятели – Н. Евреинов, Н. Бутковская, В. Каменский и др. При студии художник осуществляет постановку нескольких спектаклей, используя, в том числе, абхазские народные мотивы для постановки пьесы «Раненый в сердце». В связи с приходом к власти меньшевиков и резким обострением политической ситуации в Абхазии, Александру Чачба приходится уехать. По приглашению С. П. Дягилева он участвует в антрепризах «Русского балета». Далее его творчество становится тесно связанным с «Русским балетом Дягилева», однако он одновременно сотрудничает и с другими труппами, оформляя спектакли в разных странах Европы. Среди его работ «Триумф Нептуна» Г. Бернерса (Лондон), «Сильфида» Ф. Шопена, «Женитьба» Н. В. Гоголя (Брюссель), «Веселая смерть» Н. Н. Евреинова (Париж),   и «Лебединое озеро» Н. И. Чайковского (турне Русской Академической труппы по США) и т. д.

Наряду со сценографией Александр Константинович занимался живописью и графикой. Среди его работ много портретов, пейзажей, жанровых картин.  Чачба успел проявить себя и как известный критик. Статьи о проблемах современного ему искусства публиковались в популярных журналах, таких, как «Аполлон», «Мир искусства», «Золотое руно» и др. По его глубоким статьям можно изучать европейскую живопись  XIX-XX в.в. Александр Чачба возглавляет созданное по его инициативе объединение русских художников в эмиграции. Художник не терял духовной связи с Родиной, хоть и жил за рубежом. В костюмах, им созданных, присутствуют элементы абхазского орнамента, а в  эскизах его декораций многие  пейзажи напоминают родную Абхазию. Собрав в Европе редкие библиографические сведения об Абхазии и Кавказе, он создал уникальный архив.

В 1958 А. К. Чачба-Шервашидзе отказался продавать свои работы, несмотря на то, что  жил в нужде, и прислал около 500 работ в дар своей Родине. Художник скончался 17 августа 1968,  на 101 году жизни в пансионе для престарелых в Монако и был похоронен в Ницце на русском кладбище. 12 мая 1985 в  Сухуме, с оказанием государственных почестей в парке у Национального музея состоялось перезахоронение праха выдающегося художника. Его именем названы улицы в Сухуме и Гудауте, а также художественное училище. Национальным банком Абхазии выпущена памятная серебряная монета, посвященная А. К. Чачаба-Шервашидзе.

Работы мастера хранятся в Государственной Национальной Картинной Галерее Абхазии, Государственном Русском музее, Театральном музее, Театральной библиотеке (Санкт-Петербург), Театральном музее им. Бахрушина (Москва), в частных коллекциях России и многих странах мира.