Абхазия в объективе Смотреть фото
Система Orphus

Адгур Георгиевич Дзидзария

Каждая картина — это маленькая удача

и большое поражение художника,

потому что цель всегда ускользает.

Неотступное следование и есть творчество.

А художник по определению Х. Кортасара — «преследователь»

А.Дзидзария

 

На старых знакомых улицах города Сухум, на привычной любимой набережной можно встретить высокого человека с рюкзаком за плечами, что очень непривычно для всех обитателей столицы, с фотоаппаратом наперевес, иногда — даже на велосипеде, что стало модным лишь недавно, с неизменно открытой улыбкой и взглядом, устремлённым вдаль. Необыкновенно юному внутренне, ему никак не дать 60 лет; может, секретом тому является увлечение восточными единоборствами, а может, тут есть особый секрет. Он не собирался и не собирается никого эпатировать, он живёт по своим правилам, сохраняя в душе уникальное видение мира.

Адгур Дзидзария – художник, карикатурист, график, искусствовед, родился 25 мая 1953 года в Сухуме  в семье интеллигента, известного абхазского учёного-историка и кавказоведа Георгия Алексеевича Дзидзария. В 1968 году он окончил Сухумскую художественную школу, а в 1977 – Тбилисскую Государственную Академию Художеств. По признанию самого живописца, в Тбилиси он, по существу, 5 лет прослонялся, так как не знал языка, на котором шло обучение, что, тем не менее, позволило ему окончить курс по искусствознанию и получить знания в области истории и теории искусства. Во время учёбы в вузе ему не были навязаны какие-либо навыки и стиль определённой школы, поэтому свой стиль художник формировал самостоятельно. После окончания Академии Художеств, Адгур Георгиевич 2 года преподаёт в Сухумской художественной школе. С 1977 года он являлся членом секции молодых художников Союза художников СССР, также в 1977 году Адгур успел поработать сотрудником Министерства культуры Абхазской ССР. Вообще, в 70-х годах в Сухуме царила особая творческая атмосфера, которая привела к формированию «сухумской школы» живописцев, скульпторов и графиков. Группа сложилась в качестве альтернативной официальному искусству СССР; т.н. «художники андеграунда». Их развитие шло под влиянием западного искусства, в частности, работ таких признанных мастеров, как Модильяни, Миро, Пикассо, Брак, Делоне, Дерен, и др. Особый эстетический стиль, умение созерцать, сложились также под влиянием культурной национальной традиции, нашедшей отклик во многих произведениях «сухумской» группы. Адгур Дзидзариа примкнул к этой школе, как нельзя лучше вписавшись в колоритную многонациональную школу, которая, как это ни печально, так и не получила широкого признания, довольствуясь лишь узким кругом почитателей. Но и этого хватило для заражения особым духом свободного творчества. Люди, варившиеся в одном котле, не могли не повлиять друг на друга и не привнести особой тональности в дальнейшие работы, оставив этакий налёт красивой меланхолии, пропитанной терпкими солёными брызгами и замершей на холсте музыкой.

Графике мастер обучается, уже попав в Эстонию, решив искать себя, кочуя, в1982 г. До 1985 года он постигает науки графического искусства в  мастерской профессора, известной художницы Виве Толли. Офорты, выполненные им, экспонировались в отдельном маленьком зале, и первоначально не давали необходимого заработка. Далее Адгур уезжает в Германию, где много работает, участвуя в международных пленэрах, получая возможность творить далее, и достаточные финансовые средства для ателье и необходимых материалов для создания картин. С 1995 года Дзидзария становится членом международной ассоциации художников ЮНЕСКО, а с 1996, переехав в Москву, членом Московского союза художников. В Москве он начинает сотрудничать с различными издательствами, и создаёт ряд карикатур для газеты «РОССИЯ», журналов  «Эгоист Generation», «Old Timer», «Русский Newsweek» «Forbes». Кстати, с журналом «Русский Newsweek» Адгур сотрудничает до сих пор. Помимо этого, он работал иллюстратором в издательствах «Алашара» (Абхазия), «Советский писатель», «Heinrich Boell Foundation», журнале «Амцабз» (детский журнал, выпускаемый в Абхазии), «Апсны – страна души», разрабатывал картинки для сайта компании «Новые Логистические Системы» (Москва), плакат для Международной конференции «Stop sexism in the media» (Москва), и логотип для «European Breads Bakery» (Ванкувер, Канада). Также Дзидзария оформил ряд книг, в том числе абхазских писателей: Фазиля Искандера и Даура Зантария.

Мастер — постоянный участник московских, российских и зарубежных выставок: за его плечами десятки экспозиций в Германии и Польше – как персональных, так и групповых. Его работы выставляются на многочисленных пленэрах во многих странах мира, где находят живой отклик. Естественно, что творчество художника не раз выставлялось для показа соотечественникам, которые высоко ценят дарование автора.  Линии его офортов деликатны, филигранны, каждый персонаж имеет свой характер и прорисован с удивительной чёткостью, а вот живопись лишена сюжетной конкретики: картины абстрактны и позволяют вступать зрителю в  диалог с изображённым, дорисовывая и додумывая в воображении любые формы.

Сегодня Адгур Георгиевич занимает пост Председателя Союза художников Абхазии, что было воспринято местными жителями с радостью и надеждой на новые веяния в искусстве Абхазии и изменения в структуре работы самого Союза. Своей задачей на этом посту он в первую очередь видит помощь в формировании вкуса и стиля молодых художников, оправдании надежд тех, кто последует по его стопам, в задании ориентира в пользу расширения сознания, обретения искусством новой глубины и свободы. Художник – постоянный участник выставок и прочих мероприятий, проводимых в художественной галерее «Щазина», хозяйкой которой является Щазина Агрба, периодически знакомящая московскую публику с произведениями абхазских мастеров. Также Адгур у себя на родине известен как активный член гражданского общества, публикующий свои размышления в социальной сети «Facebook» и блоге на «Live Journal». Его позиция относительно сохранения архитектурного облика столицы, против застройки его безликими серыми «коробками» встречена другими представителями общественности позитивно, и активно обсуждается в сети.

Будучи философом и обладателем черного пояса по Каратэ-До Ситорю Сито Кай и Кобудо, он считает, что «В любом искусстве надо искать золотую середину между расслабленностью и сосредоточенностью, только в этом случае получается все как надо». Пожалуй, в том и есть секрет его успеха.