Абхазия в объективе Смотреть фото
Система Orphus

Вероисповедание

Республика Абхазия является светским государством, Конституция которого гарантирует свободу совести и религиозных взглядов.

Ново-Афонский монастырь
Храм в Мокве

Самое больше количество верующих  в Абхазии самоидентифицируются как православные христиане (свыше 60%), за ними следуют мусульмане (порядка 16%), приверженцы местных абхазских культов (около 8%). Кроме того, на территории Абхазии действуют приходы Армянской Апостольской, Римско-Католической, Евангелической и Лютеранской церквей, а также синагога в г. Сухум.

Вместе с тем следует отметить, что как и в большинстве стран бывшего СССР, подавляющее большинство жителей Абхазии участвуют в религиозной жизни спорадически, как правило, в связи с большими религиозными праздниками или какими-либо важными семейными событиями (свадьбы, рождение детей, похороны и т. п.).

Согласно опросам, распределение конфессий
в 2003 году было следующим:

Христиане (60%)
Мусульмане (16%)
Атеисты (8%)
Затруднились ответить (6%)
Язычники (5%)
Приверженцы абхазской религии (3%)
Прочие конфессии (2%)

В Абхазии исторически не было каких-либо трений на религиозной почве. В частности, у абхазов не существует ограничений на вступление в брак в связи с религиозными различиями. Как правило, по местным патриархальным обычаям супруга принимает религиозную традицию своего мужа. Но все это носит условный характер, в связи с тем, что религия в жизни абхазского общества играет довольно незначительную роль.

В религиозном мировоззрении основной массы местного населения отсутствует представление о спасении души через твердое следование христианскому или мусульманскому вероучению. Религия воспринимается как набор ритуалов, выполнение которых может оказать помощь в повседневной жизни. Такое мировоззрение является не только результатом антирелигиозной пропаганды, проводившейся в советский период, но и следствием влияния древних языческих культов, которые распространены в абхазской крестьянской общине. Они не запрещают принятия человеком христианства или ислама, которые рассматриваются как дополнение к местной религиозной традиции. Эти культы не имеют кодифицированной вероучительной системы, основанной на каком-либо религиозном трактате, и передаются из поколения в поколение устной традицией и личным примером выполнения определенных ритуалов. Поэтому существуют некоторые различия в исполнении этих культов между регионами и даже родовыми объединениями абхазов.

В древней абхазской религии доминирует ритуальная составляющая, а теологии уделяется очень незначительное внимание. Поэтому при проведении ритуалов (жертвоприношения, моления в священных местах) часто можно услышать формулу: «Прости нам Господи, то что мы не ведаем». В данном случае имеются в виду возможные невольные нарушения при осуществлении человеком ритуальной практики. Объединяющей основой древней религии абхазов является почитание святилищ, главными из которых являются Дыдрыпш-ныха, Лашкендар, Лдзаа-ныха, Лых-ныха и Ылыр-ныха. У каждого из этих святилищ есть жрец, совершающий ритуальные моления и жертвоприношения. Причем жрецами этих святилищ могут быть только представители определенных фамилий.

На территории Абхазии также распространено почитание бога кузни (празднование Ажьирныхуа проводится с 13 на 14 января), моление о ниспослании дождя и урожая Ацауных (проводятся по отдельности соседскими крестьянскими общинами в середине лета). Празднования сопровождаются принесением в жертву животных (быков, коз, петухов) и совместными застольями с обязательным использованием крестьянского красного вина, играющего важную роль в ритуальной практике. В этих праздничных мероприятиях принимают участие соседи и родственники вне зависимости от того считают ли они себя мусульманами или христианами.

Православие в Абхазии

По древнему церковному преданию христианство в Абхазии первыми проповедовали Святые Апостолы от двенадцати Андрей Первозванный и Симон Кананит (Зилот), принявший мученическую смерть в Никопсии (нынешний Новый Афон). К IV веку на территории Абхазии христианство утвердилось достаточно прочно, о чем свидетельствует наличие епископской кафедры в Питиунте (Пицунда). В 325 г. епископ Питиунта Стратофил принял участие в Первом Вселенском Соборе в Никее. С Абхазией связаны страницы биографии одного из самых выдающихся христианских деятелей Патриарха Константинопольского св. Иоанна Златоуста, который, будучи в изгнании, скончался в Команах Абхазских.

В качестве государственной религии христианство утверждается на территории Абхазии при византийском императоре Юстиниане Великом в VI в. В средневековый период на территории Абхазии строятся десятки храмов, как крупных кафедральных соборов, так и небольших приходских церквей. Многие из средневековых храмов Абхазии являются выдающимися памятниками архитектуры. Наиболее известны кафедральные соборы в Пицнде и с. Моква. К XIV в. абхазская церковь функционирует уже в качестве автокефального католикосата, который де-юре просуществовал до 1795 г., когда в Киево-Печерской лавре скончался последний католикос Максим.
Однако, с падением Константинополя и началом утверждения османского владычества на Кавказе, происходит резкий упадок христианства. К началу XIX в. на территории Абхазии существуют лишь локальные очаги церковной жизни. И только с приходом в регион Российской империи начинается бурный, поддерживаемый на государственном уровне, процесс возрождения христианства в Абхазии. Значительная часть местной правящей верхушки во главе с владетельным князем Абхазии Сефербеем (Георгием) оставляет ислам и принимает христианство. В 1851 г. в Абхазии учреждается епископская кафедра. В 1875 г. афонскими монахами на территории Абхазии основывается Новоафонский монастырь. Православной Российской Церковью начинает осуществляться активная миссионерская и просветительская деятельность среди абхазского населения. В этот период создается первая абхазская письменность, переводится на абхазский язык Священное писание. До Февральской революции православная церковь, по существу, является господствующей на территории Абхазии религией.

В период советской власти Абхазская епархия была включена в состав восстановленного Грузинского католикосата. Как и на всей территории СССР, деятельность религиозных организаций в этот период подвергалась серьезным ограничениям. В результате в Абхазии осталось несколько действующих храмов и значительно сократилось количество верующих. С конца 80-х годов, также как на всей территории СССР, в Абхазии наблюдается повышение интереса к религии, появляются первые с момента установления советской власти абхазские священники.

Вследствие грузино-абхазской войны 1992-93 гг. Абхазская церковь оказалась в неординарной ситуации. В виду того, что большая часть грузинского духовенства во главе с Патриархом Илией II открыто поддержала грузинское военное вторжение в Абхазию, местная православная епархия после поражения и отступления грузинских войск де-факто оказалась вне контроля ГПЦ. Церковную жизнь в Абхазии стала восстанавливать небольшая группа приходских священников, оставшихся после войны на территории Абхазии. Они составили епархиальный совет и избрали временно управляющим Сухумо-Абхазской епархии иерея Виссариона Аплиа. При его ведущей роли была возобновлена служба во многих храмах, в том числе, и на абхазском языке. Благодаря поддержке со стороны РПЦ несколько абхазов получили духовное образование и были рукоположены в священнический сан.

В настоящее время каноническое положение Абхазской церкви остается неурегулированным. С одной стороны – всеми православными церквами Абхазия признается частью канонической территории ГПЦ, с другой – церковная жизнь в Абхазии поддерживается священниками, в основной своей массе являющимися клириками РПЦ. На территории Абхазии действуют две непризнанные церковные юрисдикции – Абхазская православная церковь, управляемая о. Виссарионом, и Священная митрополия Абхазии, создание которой в мае 2010 инициировали трое клириков, вышедших из подчинения о. Виссариона. Большинство клира Абхазии не поддержало раскола и прекратило общение с создателями Священной митрополии, которые впоследствии были запрещены в служении своим священноначалием из РПЦ.
Несмотря на канонические сложности церковная жизнь в Абхазии развивается, открываются новые храмы и монастыри, во время службы в церквях поминают имя Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла.

Абхазия является достаточно крупным центром православного паломничества. Наиболее посещаемыми святыми местами являются Новый Афон, в котором находится грот св. Апостола Симона Кананита, храм Х в., построенный на месте упокоения Апостола, и собственно Новоафонский монастырь, а также с. Команы, в которых находятся каменный гроб Святителя Иоанна Златоуста, источник св. Василиска и место третьего обретения Главы св. Иоанна Крестителя.

Ислам в Абхазии

Проникновение ислама в Абхазию связано с установлением в регионе гегемонии Османской империи в XV в.

К XVII в. ислам был довольно распространенной религией в Абхазии, в особенности, среди местной аристократии, которая поддерживала тесные политические, торговые и культурные связи с Турцией. По свидетельству турецкого путешественника Эвлия Челеби, посетившего Абхазию в 40-е годы XVII в., абхазы с удовлетворением воспринимали, когда их называли мусульманами, при этом он отмечает, что они не знают Корана и учения какой-либо другой религии. По всей видимости, наиболее успешно распространение ислама в Абхазии происходило в конце XVIII и, в особенности, в первой половине XIX в. В период Кавказской войны ислам становится идеологическим знаменем борьбы с установлением в регионе власти Российской империи. Особенно успешной проповедь ислама была в независимых от владетельного князя абхазских горных обществах, а также в Садзене (историческая территория Абхазии от р. Бзыбь до р. Мзымта). В абхазских селах появляется местное мусульманское духовенство, строятся небольшие деревянные мечети. Однако после окончания Кавказской войны, в результате массового выселения (махаджирства) абхазов под давлением царских властей в Османскую империю, позиции этой религии были серьезно подорваны.

К середине ХХ в. ислам в Абхазии, как организованная религиозная структура, практически исчез, хотя значительная часть абхазов, по традиции, продолжала считать себя мусульманами, при этом, не соблюдая никаких требований и ограничений, установленных в исламе. В советский период в республике практически не проводилось мусульманских богослужений, отсутствовали мечети, и не было имамов. Только в конце 90-х годов началось некоторое возрождение ислама, что было связано как с возвращением в Абхазию потомков абхазских махаджиров, так и с развитием культурных и политических связей Абхазии с Северным Кавказом. В 1999 г. в Абхазии было создано Духовное управление мусульман, которое поддерживает контакты с рядом российских и зарубежных исламских организаций, в частности, с Духовным управлением мусульман европейской части России. При поддержке ДУМ Абхазии организуются паломничества местных мусульман в Мекку, выпускается газета «Баракят», осуществляется миссионерская деятельность на территории республики.

В Абхазии превалирует ханифитский масхаб суннитского ислама. В настоящее время в Абхазии действуют две мечети (приспособленные под религиозные нужды частные дома) в Сухуме и Гудауте. Абхазская мусульманская умма насчитывает порядка 200 человек. Кроме того, мечети посещаются представителями народов Северного Кавказа, проживающими в Абхазии татарами и турками.
Председателем ДУМ Абхазии является Салех Кварацхелия. Руководство ДУМ Абхазии проводит политику взаимного уважения и сотрудничества с другими религиозными организациями, активно участвует в общественной жизни страны.