Абхазия в объективе Смотреть фото
Система Orphus

Царчейская крепость

К юго-востоку от города  Очамчира, среди прекрасных горных пейзажей и чайных плантаций находятся развалины одного очень примечательного памятника военной архитектуры времен позднего средневековья – Царчейская крепость.

Свое название крепость получила благодаря реке Царче, протекающей через одноименный поселок, в котором, собственно, и распложено старинное сооружение. Чтобы сюда добраться, необходимо с Кодорского шоссе (бывшее Новороссийско -Батумское шоссе) свернуть на проселочную дорогу, уходящую в сторону гор. Всего три километра – и вы у цели.

Мощные каменные стены крепости стоят на правом берегу реки Царча. Благодаря высоте постройки, заметить ее не составит труда даже с большого расстояния.

Первое, на что обращает внимание путник – это высокая башня, охраняющая южный  подход к сооружению. Стены башни сложены из довольно больших речных камней и шлифованных песчаных блоков, скрепленных прочным раствором.

Крепостной двор был когда-то полностью окружен толстыми, высокими стенами. К сожалению, время и природные явления не пощадили этот памятник древности – на сегодняшний день часть крепостных стен разрушена. Среди руин крепости можно рассмотреть верхнюю часть крепостных ворот. Она представляет собой искусно выполненную арку, украшенную разнообразными  геометрическими рисунками. Сам крепостной двор не был большим и имел прямоугольную форму.

Если спуститься на несколько метров в сторону моря, то можно осмотреть руины другого средневекового сооружения – христианского храма. Поговаривают, что среди развалин культовой постройки мальчик из села Царча нашел как-то золотую икону, несколько серебряных кубков и монеты с изображением Баграта III. К сожалению, ни о самом мальчике, ни о судьбе найденных им реликвий ничего не известно.

К северу от крепостного комплекса в древности, как и сейчас, располагался глубокий овраг. Прямо за оврагом раскинулось довольно внушительное плато. Исходя из данных истории и географии этих мест, сотни лет назад здесь располагалось большое поселение. Покой его обитателей  охраняли внушительные каменные стены, замыкающие плато в почти ровный круг. Остатки толстых стен, сложенных из массивных кусков морского булыжника, можно наблюдать и сегодня.

Интересной находкой для историков Абхазии стала карта Колхиды, составленная в XVII веке известным миссионером из Италии – Кастелли. Среди прочих памятников старины, ученые нашли на карте и изображение крепости в селе Царча. На рисунке была отображена южная башня крепости, над которой развевалось знамя. Прямо за башней выглядывали крыши крепостных построек и множество схематических рисунков деревьев. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в период позднего средневековья здесь располагался лес. Из анализа карты становится очевидным, что Царчейская крепость имела когда-то важное стратегическое значение для обороны этого района страны.

 

Легенда о том, как великаны Царчейскую крепость построили. 

Как и большинство других памятников древности, Царчейская крепость обросла бесчисленными народными легендами и мифами. Согласно одной из них на месте нынешней Царчейской крепости стояла много веков назад другая, очень старинная  каменная крепость, построенная великанами для людей в знак вечной дружбы:

Давным-давно, в те далекие времена, когда еще жили на земле абхазской три народа – мощные и грозные великаны, мускулистые и юркие карлики (их называли ацаны) и обычные люди, горцы; в те далекие времена, когда еще бесчинствовали разбойники чужеземные на земле абхазской; в предгорьях местечка под названием Царче, за оврагом,  жило одно небольшое поселение.

Мужчины здесь были, в основном, охотниками. Женщины же занимались домашним хозяйством. И жили они тихо, дружно. Но вот пришла беда – в село их разбойники стали наведываться. Прознали они, что хозяев  подолгу дома не бывает, и стали приходить чуть не каждый день. То скотину угонят, то найдут и заберут все запасы мяса и сыра, что охотники прямо в домах своих коптили. И что хуже – стали разбойники дома абхазские жечь. Сначала украдут все, что можно, а потом и дом сам поджигают. А домики у жителей того поселка хлипкие были, деревянные.

Шло время. Как ни старались жители поселка от разбойников избавиться – все не получалось у них. Охотники не могли насовсем дома остаться, ведь без мяса семью не прокормишь. А хитрые разбойники видели, когда жители поселка из домов своих уходят и тогда только к ним наведывались. А если не шли охотники в горы, то и разбойники к домам их не приближались.

Долго думали люди, как от беды своей избавиться. И вот что решили: в горах, среди высоких скал и отвесных обрывов жили великаны. И были они сильны необычайно, но только злые очень, и ни с кем дружить не хотели. Решили люди попробовать  с великанами теми подружиться и помощи у них попросить.

Собрались все охотники поселка, зажарили косулю, закололи бычка, сварили серну дикую и отправились с дарами нехитрыми к великанам. Но как ни старались они, как ни уговаривали великанов, как ни предлагали они им угощение отведать, не захотели они к мясу прикасаться. И все дары, что охотники с такими почестями преподнесли им, великаны лишь собакам своим отдали. Тогда рассказали люди о беде, что поселок их постигла, и попросили у великанов помощи. Но рассмеялись великаны и сказали, что люди сами должны со своей проблемой справиться, а их по таким пустякам не беспокоить.

Расстроенные необычайно, вернулись охотники в родное село. А там жены их и дети плачут, убиваются – пока их не было, разбойники последние запасы продуктов украли, скотину распугали всю и детей нескольких чуть с собой не  утащили. Делать нечего – пришлось обратно в горы возвращаться на охоту.

Устав от бесчинств нескончаемых, хотели уже люди насовсем покинуть родной поселок и в горы перебраться, да вот случился однажды случай такой – маленькая девочка убежала как-то от няньки, которая со всеми детьми в селе оставалась, когда мужчины и женщины на поля и в горы уходили. Погнавшись за бабочкой, девочка забрела далеко в лес и сама того не заметила. Долго блуждала она по тропинкам, прыгала с камня на камушек да песни все напевала. И вот у речки горной случайно заметила девочка, как что-то под ветками папоротника шевелится и как будто плачет тихонечко. Приподняла она ветки и видит – собака лежит вся израненная. Стала кричать девочка, на помощь звать. На крик ее прибежали охотники, что как раз из гор с дичью возвращались. Увидев измученное, почти бездыханное животное, взяли они ветки сухие, положили собаку и понесли к родному поселку.

Три дня и три ночи  выхаживали они несчастное, все израненное животное, с глаз не спускали, на шаг не отходили, бульоном из мяса серны отпаивали. Узнали охотники в собаке любимицу самого главного, самого большого и самого грозного великана. Ощенилась собака тремя щенками – все хорошенькие, здоровые. И вот, когда собака та совсем уже окрепла и стала даже играть с местными ребятишками, отправили люди гонца к великанам, чтобы все рассказать им.

А великаны тем временем с ног сбились, собаку разыскивая. Никак не мог главный великан с потерей своей смириться. Днем и ночью блуждали они по лесам, по горам и по скалам. Во все ущелья заглядывали, все овраги обыскивали. И вот однажды пришел гонец от людей и сказал, что собака его любимая у них находится и что если он ее забрать хочет, то пусть сам за ней явится.

Собрались великаны и отправились в село, к тем самым охотникам, что за помощью к ним приходили. Увидев, что собака его здорова и счастлива,  растрогался великан необычайно, чуть не расплакался. Прижал он к груди любимое животное и обратился к главному охотнику с вопросом. Интересно великану стало, почему люди собаку его не бросили, ведь когда им самим помощь нужна была, великаны лишь рассмеялись и прогнали их. Тогда ответил охотник, что народ его собак как священное животное почитает. Сказал он, что собака не только лучший друг, но и охранник в доме. А еще сказал он, что абхазы никогда не бросят в беде никого, кто будет нуждаться в их помощи, даже если им самим в этой помощи отказали.

Устыдился великан. Протянул он свою могучую руку абхазу в знак верной дружбы и пообещал, что поможет его народ от беды избавиться. И когда великаны уже уходить собирались, расплакалась девочка маленькая, та самая, что собаку у реки горной нашла. Так она с щенком одним подружилась, так полюбила его, что не хотела с ним расставаться. Тогда подошел главный великан и сам ей щенка этого отдал. И попросил он, чтобы она о нем заботилась как следует и любила. А на следующий день построили великаны могучую, неприступную крепость прямо за оврагом, чтобы никто больше не смог покой абхазов нарушить. А под крепостью той прорыли они три глубоких тоннеля подземных – один из тоннелей прямо к тому месту вел, где великаны жили. Если абхазам вдруг помощь нужна была, достаточно было отправить того самого щенка к великанам, и они сразу же к ним приходили. Второй тоннель вел в село, чтобы в случае опасности жители могли за стенами крепости укрыться; а третий тоннель вел к большой сокровищнице, в которой жители села хранили все самое ценное, чтобы оно разбойникам не досталось. Но часть жителей села не захотела покидать свои дома. И тогда великаны обнесли их дома высокой стеной, чтобы быть уверенными, что никто более в их дома пробраться не сможет.

И никогда с тех пор великаны и люди больше не ссорились.

Вот такая легенда повествует о том, как на реке Царче появилась крепость, сложенная из огромных и тяжелых камней и обломков скал. Легенда легендой, но местные жители и по сей день рассказывают истории о том, как искали их деды и прадеды те самые тоннели и как мечтали они найти подземное сокровище обитателей Царческой крепости…