Абхазия в объективе Смотреть фото
Система Orphus

Храм св. Георгия в с. Елыр


Храм Св. Георгия Победоносца расположен в селе Илыр (Елыр), вблизи г.Очамчыра. Илорский храм — это один из самых почитаемых храмов Абхазии. Он был возведен в XI веке.

По преданию владетельный абхазский князь на охоте в горах подстрелил из лука благородного оленя. Однако раненный  олень скрылся в священной роще Елыр-ныха. Обнаружив оленя,  князь хотел добить зверя, но тут заметил, что животное покорно положило голову на камень с высеченным на нем крестом. Тогда понял князь что сам Святой Георгий взял под свою защиту оленя и отпустил его, приказав построить храм в честь Св. Георгия Победоносца на этом месте.

Храм был построен на месте древнего языческого святилища, что в период распространения христианства было обычной практикой. Однако, несмотря на строительство православного храма, святилище Елырныха (аныха в переводе с абхазского икона, святыня, священное место), почитается и сегодня. Считается, что оно обладает могущественной силой, наказывающей любую несправедливость. Так на этом месте, причудливо переплелись древние верования и христианство.

Илорский храм относится к типу однозальных с внутренним алтарным полукружием. В зал ведут три входа-с севера, запада и юга. С входных  сторон к нему пристроены сооруженные в разное время приделы. Выложенный  из булыжника храм снаружи и изнутри облицован плитами, поверх которых нанесена штукатурка. В наружную кладку  стен было  вставлено несколько плит с резным изображением креста. Храм украшен фресками и иконами, некоторые из них мироточат.

В ризнице храма долгое время хранилось множество золотых и серебряных литургических сосудов, среди них пожертвованная храму напрестольная  знаменитая золотая чаша Баграта III, складень серебряный с  изображением святых воинов Димитрия, Георгия и Федора. Особую ценность представляли  две серебряные кованные чудотворные иконы,  пожертвованные храму  мегрельским князем Леваном Дадиани. Клятва, принесенная  перед  иконами, считалась священной и нерушимой, клятвопреступника постигало суровое наказание.

Храм святого Георгия был известен не только в Абхазии, но и далеко за ее  пределами. Многочисленные паломники и путешественники стремились попасть в Илорский храм:  считалось, что любая просьба, произнесенная там, исполнится. Так, храм посетили  в первой половине 17 века итальянские миссионеры Арканджело Ламберти и Кристофоро Кастелли свидетельствовавшие о том, что в средние века  возле храма устраивались большие ярмарки, на которые стекались жители разных районов Западного Кавказа. Кастелли в своих рисунках изобразил сцену бойкой торговли вблизи Илорского храма.

Арканджело Ламберти, дал описание праздника, посвященного покровителю Илорской церкви святому Георгию, и так называемого Илорского чуда. Оно описывается следующим образом; На Пасху, в храме согласно  народному поверью, появлялся бык с золочеными рогами, которого приводил сам святой Георгий. Быка закалывали во дворе церкви, а мясо раздавали верующим. Считалось, что мясо этого быка обладает целебной  силой и сохраняется свежим в течение долгого времени. А в ночь накануне праздника святого Георгия (21 октября по старому стилю), бык чудесным образом оказывался в специально опечатанной церкви.

В храм приезжали для разрешения споров и конфликтов, чтобы дать очистительную присягу и снять с себя подозрения в неблаговидных поступках. Существует легенда о том, что некогда в храме висели золотые «весы правосудия» и, что когда спорящие становились под ними, чаша весов опускалась над головой правого.

Илорский храм неоднократно перестраивался, а в 1638 году при турецком владычестве, как и многие другие храмы Абхазии,  был разрушен. Однако вскоре почитаемая народом обитель была восстановлена.

В  1858 году последний владетель Абхазии князь Михаил Чачба (Шервашидзе) покрыл храм железом. Тогда же были оштукатурены стены внутри и снаружи храма, при этом  нетронутыми сохранились надписи и рельефы фасада. Была также восстановлена  древняя ограда из булыжника. Чуть позже во внутреннем дворе храма построили деревянную школу, учрежденную Обществом восстановления православного христианства на Кавказе.

Восстановленный  храм стал постепенно возвращать  былую славу. Но, с приходом советской власти, в 20-е годы прошлого века храм был закрыт. Впрочем, это не отразилось на его популярности среди многочисленных паломников, несмотря на запреты посещавших древнюю святыню.

В настоящее время храм является действующим, и находится под управлением Абхазской православной церкви.