Абхазия в объективе Смотреть фото
Система Orphus

Лашкиндарский храм

В окрестностях г. Ткуарчал, на вершине живописной горы Лашкиндар (которая, кстати сказать, является одним из семи главных святилищ Абхазии), откуда открывается прекрасный вид на сам город, на бескрайние морские очертания и на заснеженные вершины гор Кавказского хребта…там, где сливаются воедино– чистый горный воздух, лазурная гладь морского побережья и зеленое покрывало из всевозможных растений…там, между небом и землей стоит один из наиболее удивительных и загадочных памятников раннесредневековой культовой архитектуры Абхазии – Лашкиндарский храм.

Узкая, тропинка, петляющая среди многовековых растений, постепенно выводит путника на высоту 945 метров над уровнем моря,  к руинам каменной стены, некогда окружавшей храм. Общая протяженность этой нехитрой ограды превышала в древности сотню метров. Попасть во двор храма можно было через массивные кованые ворота.

Первое, на что обращает внимание путник, попавший за ограду – это южный фасад  Лашкиндарского храма, увенчанный искусно выполненной аркой. Сам вход украшает высеченный из камня массивный крест  тонкой работы.

Храм имел несколько залов, самый большой из которых достигал площади 8.5 на 5 метров, а высота потолка главного зала превышала 8 метров. К сожалению, о красоте каменного свода, некогда венчавшего потолок главного зала, в наше время судить трудно, т.к. свод этот давно обрушился то ли вследствие какого-то сильного природного катаклизма (например, землетрясения), то ли просто от времени. Стены зала украшали большие лепные арки. Они были «глухими» и, возможно, использовались для размещения в нишах образов святых.

Интересной деталью Лашкиндарского храма является большое количество входов – всего их насчитывается четыре – по одному с западной и южной стороны и два на севере сооружения (т.е. со стороны гор).

В неплохо сохранившейся апсиде просматриваются несколько неглубоких ниш и большое окно, из которого можно насладиться потрясающим видом на живописные верховья близлежащей реки Гализги и на покрытые зеленым пушистым покрывалом, припорошенные искрящемся от яркого солнца  снегом, гребни горы Ходжал.

Строительство Лашкиндарского храма ученые датируют X-XI веками. Такой вывод вытекает из анализа конструкции алтарной части.

Если выйти из здания храма с северной стороны, то можно заметить небольшую церковь, примыкающую к Лашкиндарскому храму и соединенную с ним проходом. Таким образом, можно было из полукруглой апсиды маленькой церкви попасть непосредственно в главный зал храма, не выходя при этом на улицу.

Интерес ученых обратил на себя каменный притвор, расположенный на западе культовой постройки. Он сохранился практически в неизменном виде. Ученые, исследовавшие архитектурный комплекс, пришли к выводу, что строительство притвора произошло несколькими веками позже строительства самого храма.

Поражает внутренняя архитектура и убранство притвора – три легких, словно парящих над землей арки, выполненные из местного материала, известкового туфа, поддерживают высокий, куполообразный потолок здания.

Еще одной интересной постройкой архитектурного комплекса стала невысокая платформа, выполненная искусными каменщиками таким образом, что на первый взгляд кажется, что это естественное, природное возвышение, а не творение рук человека. Платформа окружает храм по периметру, как бы замыкая его в кольцо. Здесь археологи обнаружили несколько захоронений. Очевидно, что сотни лет назад эта платформа выполняла роль склепа.

Интересной находкой ученых стали несколько бронзовых фигурок львов, которые, судя по всему, являлись  деталями большого древнего подсвечника. Ученые установили, что фигуркам этим около 1000 лет (XI-XIIвв.) В других склепах ничего, кроме человеческих останков обнаружить не удалось.

Если выйти из здания храма и отправиться на юг, в сторону моря, то можно заметить остатки фундамента какого-то прямоугольного здания. Назначение его остается загадкой. Но интересными деталями здания является то, что северный вход его, т.е. тот, что был ближе к храму, сделан из двух массивных кусков скалы, прислоненным друг к другу.  Что касается стен сооружения, то они были довольно толстые – почти два метра, сложены были из необработанных кусков известняка, скрепленного непрочным известковым раствором.

Много интересного найдет для себя любитель истории и средневековой архитектуры, да и просто любознательный путник в стенах старинного храма. Но, пожалуй, самой главной достопримечательностью Лашкиндарского храма и всего архитектурного комплекса в целом является западный вход в большой зал. Точнее не сам вход, а высеченные из камня прямо над ним изображения двух животных, очень напоминающих собак. Эти изображения животных местным преданием отождествлялись как образы сказочного пса, известного в народе как  Алышкынтыр (Алышкынтыр, по преданию, всегда изображался в виде собаки).

Люди верят, что изображения Алышкынтыр появились в этих местах благодаря необыкновенной преданности и любви двух собак к своему хозяину.

Легенда о том, как появился  Лашкиндарский храм.

«Давным-давно жили, говорят, в Абхазии люди-великаны. Был среди них один храбрый воин и смелый охотник. Никого на свете не боялся он, даже над лесными дивами смеялся. Ходил по лесам со своими верными псами, настигал туров на горных кручах, ни перед кем не  сворачивал с дороги, ни перед кем не склонял головы. Стало это обидно дивам, решили они наказать горца-великана.

Как-то ночью дождались они, пока великан, утомленный охотой, уснул, а горячие псы его почуяли зверя и бросились за ним в погоню в горы. Подкрались к нему дивы и накинули на него шелковую сеть. Опутали  они его шелковыми веревками, выкололи ему глаза, а потом сбросили в глубокое ущелье.

Вернулись с охоты верные псы, увидели, что хозяина нет, понеслись искать его и вскоре нашли ущелье, где лежал бездыханный великан. Бросились псы за подмогой к крестьянам. Рычали, лаяли, тащили за собой. Пошли крестьяне к ущелью, с трудом подняли они тело великана из пропасти. Тут псы разгрызли шелковые путы и принялись лизать раны хозяина.

Три дня и три ночи не отходили  от него верные псы. На пятый день вернулось к нему зрение. А на шестой день встал он на ноги и воздал хвалу верности своим славным псам, изобразив их на стене храма.».

Львы или собаки?

Как мы уже упоминали выше, многие ученые, так или иначе, согласились если не с самой легендой, то с тем фактом, что изображения, высеченные из камня над входом в храм изображения, относятся к местной мифологии. В частности, известный абхазский ученый — историк, В. П. Пачулиа в своей книге «Древняя, но вечно молодая Абхазия» не только приводит вышеупомянутый текст легенды, но и добавляет, что: «…Местные жители раньше со страхом указывали на захоронения людей великанов с огромными конечностями, якобы находящиеся на территории храма и предупреждали, что трогать их нельзя: грянет гром, и удар молнии убьет дерзкого святотатца…»

Следует отметить, однако, что никакого письменного упоминания об останках конечностей необыкновенно большого размера, найденных в стенах обнаруженного склепа, на сегодняшний день не было. Иными словами, в ходе археологических раскопок ученые никаких останков великанов не нашли.

Поражает и другая деталь – как на стенах христианского храма могли очутиться изображения, связанные с дохристианскими преданиями.

Эти вопросы никак не давали покоя другому видному ученому Абхазии и России, известному историку, археологу и публицисту – Ю. Н.Воронову. Он лично отправился к руинам храма, чтобы выяснить, а точно ли изображения на камне – это силуэты собак, или все-таки это какие-то другие животные?

«…Чтобы получить ясное представление о рельефе, мне пришлось сырой землей обвести контур изображений. И тогда стало ясно, что животные эти по всем признакам – короткие тупые морды, тяжелые туловища, длинные тонкие хвосты, в одном случае закрученные даже в кольцо, толстые лапы, массивные, словно с намеком на гриву шеи – никак не могут быть собаками, а должны быть отнесены к кошачьей породе и, скорее всего, являются сильно стилизованными изображениями львов или барсов…» В подтверждение свое теории автор пишет: «…Как известно, лев входил уже в древнехристианскую символику и со временем стал обычной принадлежностью декора храмов, в первую очередь их порталов, как видно и в Лашкиндарском храме, где он выполнял функцию стража…»

Таким образом, Ю.Н.Воронов впервые среди ученого мира не только выяснил, но и доказал, что храм на горе Лашкиндар всегда был символом христианской веры. Остается добавить, что версию Воронова косвенно подтверждает и находка нескольких фигурок львов, о которых мы упоминали в начале рассказа.

Вместо заключения…

Абхазия славится на весь мир своими необыкновенными, поистине сказочными легендами. Кто-то верит им, кто-то нет. Но неизменным остается факт – посещение старинных архитектурных памятников, таких как Лашкиндарский архитектурный комплекс,  всегда таит в себе что-то загадочное, неожиданное, что-то новое, а, быть может, даже какое-то открытие…

К сожалению, в настоящее время архитектурный комплекс Лашкиндарского храма, по сравнению с другими памятниками древней культовой архитектуры, находятся, пожалуй, в наихудшем состоянии. Тем не менее, эта экскурсия по старинным местам, которую, кстати сказать, вполне возможно осуществить самостоятельно, надолго останется в памяти и поможет почувствовать себя частичкой истории, полной тайн и секретов…