Абхазия в объективе Смотреть фото
Система Orphus

Памятники села Анухва

Взобравшись на вершину знаменитой Иверской (Анакопийской, Апсарской) горы, можно насладиться потрясающим видом на морское побережье и окрестности курортного города Новый Афон, в  том числе, на одно из самых древних поселений предгорной части Абхазии – село Анухва.

Словно нарочно заботливо укрытое почти со всех сторон от сильных ветров горными массивами и высокими холмами, манящее освежающей прохладой чистых горных рек Мысра и Цкуара, лежит большое село Анухва – место совершенно уникальное с точки зрения сосредоточения памятников старины. Здесь в разное время были найдены и подробно изучены две средневековые крепости, имевшие важное стратегическое значение и оборонявшие подступы к Анакопии, пять православных храмов и другие памятники древности.

Грот «Агца».

Уникальный памятник древности был обнаружен в начале XXв. на севере села Анухва, немного позади монастырского дворика. На фоне красного известняка отвесной скалы, на высоте почти тридцати метров над землей ярко выделяется черное пятно… Это ничто иное, как вход в грот «Агца» (в переводе с абхазского означает «обрыв»).

Чтобы проникнуть в таинственные недра  грота, известному археологу Л. Н. Соловьеву пришлось на время сменить профессию и приобрести навыки альпиниста. Памятное событие произошло в 1940 году. Тогда в состав исследовательской группы пришлось взять скалолазов, ведь только с их помощью солидному ученому удалось спуститься по трещинам высокой горы к входу в «Агца».

Следует заметить, что пережитые волнения и неудобства были с лихвой вознаграждены – стены грота пестрели самыми разнообразными рисунками, возраст которых в большинстве случаев превышал десятки тысяч лет!

Исходя из анализа исполнения и общих мотивов, Л.Н.Соловьев разделил наскальные рисунки «Агца» на несколько временных этапов, старейшие из них относятся к эпохе верхнего палеолита, есть в гроте неолитические рисунки, самые «молодые» изображения относятся, вероятнее всего, к раннему средневековью.

Особое внимание ученого привлекло изображение руки, на ладони которой хорошо различается крест. Кроме того, здесь были найдены изображения фигуры человека, лука со спущенной тетивой, миндалевидного наконечника копья, а также жилищ, напоминающих шалаш.

Мотивы рисунков и труднодоступность грота навели Л.Н.Соловьева и других ученых-историков, исследовавших грот «Агца» после него, на вывод о том, что здесь, скорее всего, располагалось какое-то языческое святилище. Очевидно, каменный грот, длиной в семь метров, шириной и высотой в два с половиной мера, в течение тысяч лет служил для здешнего населения местом неких культовых обрядов. Много позже здесь, по всей вероятности, появились уже первые христиане.

Мсыгхвинский (Мсыгхвский) храм.

Интересный памятник средневековой архитектуры был обнаружен в 1962 году сотрудниками Абхазского совета Грузинского общества охраны памятников культуры. В ходе плановых мероприятий, направленных на поиски «неизвестных» памятников старины, разведгруппа добралась до северной окраины села Приморское Гудаутского района. Там, в живописном месте между западным склоном горы Мсыгхва и красочным ущельем реки Цкуара, там, где горные массивы спускаются к широкими равнинам, стоят руины Мсыгхвинского храма.

Исходя из особенностей архитектуры сооружения, ученые предполагают, что в период средневековья Мсыгхвинский храм служил приходом для жителей северо-западного предместья Анакопии.

Стены храма покрывали белоснежные плиты известняка, придавая тем самым особую торжественность сооружению. Раскопав многовековой грунт, ученые с удивлением обнаружили, что прикрытая толстым слоем земли нижняя часть храма прекрасно сохранилась. Многочисленные архитектурные фрагменты практически не пострадали от времени и от влияния природных катаклизмов. Правда часть стен храма была скрыта от глаз наблюдателя построенной в начале прошлого века проселочной дорогой.

Проанализировав найденные в стенах храма и в близлежащем грунте фрагменты стекла и черепицы, археологи предположили, что белоснежный храм был покрыт красной черепицей, а в окнах стояли яркие цветные витражи.

Среди находок археологов можно отметить фрагменты и даже целые калиптеры, антефиксы, украшенные различными надписями и рельефными знаками, керамический саркофаг, части предметов церковного обихода, в частности, железную цепь от паникадила. Перед входом в храм расположены несколько погребений.

Интересный факт – многие из найденных археологами артефактов были покрыты толстым слоем сажи, из чего ученые сделали вывод о том, что гибель уникального памятника архитектуры произошла в результате пожара.

Храм Ачануа.

Еще один уникальный памятник истории ждет нас в Ачануа, местечке, расположенном всего в двух километрах севернее Мсыгхвинского храма. Проведенный анализ материалов и особенностей строительства и внутреннего убранства храма наводит на мысль, что строительство его началось примерно в десятом веке.

Есть сведения о том, что  еще в первой половине XIXв. внешняя облицовка храма оставалась практически в неизменном виде. Но всего через десяток лет монахи разобрали ее, чтобы построить водохранилище.

Площадь сооружения составляет 8.5 на8 метров. Храм состоял всего из одного вытянутого, прямоугольного  зала, к которому со временем было пристроено весьма просторное помещение Из зала в него вела узенькая дверь.

Две пары пилястров делили зал на три части. Алтарное полукружие располагалось на востоке. Алтарной преградой, очевидно, служили каменные плиты. В храме существовало три входа.

Псырцхский храм.

Ни для кого не секрет, что Абхазия славится своим необыкновенным климатом, чистым изумрудным морем, необыкновенно голубым небом и теплым, ласковым солнцем. Но  среди многих тысяч гостей, ежегодно приезжающих  в страну души, далеко не все ищут отдыха на морском побережье. Многие едут сюда, чтобы посетить многочисленные христианские святыни, возраст которых превышает порой тысячу лет.

Удивительный факт – на таком небольшом участке земли, который занимает Абхазия расположено больше культовых сооружений, чем во многих странах, в десятки раз превышающих Абхазию по территории.

Уникальность исторических и культурных памятников в Апсны заключается в том, что практически все они находятся в свободном доступе для посещения туристами. Здесь нет билетеров, никто не берет с Вас денег за возможность сфотографировать старинное сооружение, никто не огранивает время посещения достопримечательности. Здесь никто не разрушает святыни, чтобы построить очередное современное торговое или развлекательное здание. Здесь чтят и уважают свою историю, историю своей культуры и своего народа. Вот почему тысячи паломников ежегодно устремляются к берегу Черного моря, в гостеприимную и радушную Абхазию.

Один из интересных памятников средневековой архитектуры расположился в нескольких километрах от   Нового Афона, в окрестностях предгорного села Анухва. В живописном месте на правом берегу горной реки Псырцха, на вершине невысокого холма, покрытого густой зеленой растительностью, сквозь заросли деревьев и кустарников хорошо просматриваются стены старинного храма, приблизительное время постройки которого датируется XI-XIIвв.

В небольшой однозальный храм вели две двери – западная и южная. К сожалению, мало что из былой красоты и величия сооружения сохранилось до наших дней. Стены храма и сегодня достигают4 метров, каменный свод здания разрушен. Зато в южной части неплохо сохранились следы притвора, пристроенного к основному зданию много позднее, вероятно, ближе к XIVв.

В процессе строительства храма средневековые зодчие применили широко распространенный в те времена способ кладки известняковых плит. В нашем случае использовались массивные, почти необработанные куски известняка.

Среди ценнейших находок археологов можно перечислить фрагменты уникальных кувшинов-голосников. Такие кувшины использовались почти тысячу лет назад для улучшения акустики. Кроме того, в стенах храма был обнаружен тайник, к сожалению, разграбленный.

Сегодня этот некогда богато украшенный храм заброшен и разрушен. Что касается окрестностей храма, то здесь располагаются дома местных жителей.

Интересный факт – в паре сотен метров от старинного здания виднеется загадочная  темная дыра в горе – это вход в малоизученную пещеру. Там, на  дне унылого каменного мешка, приветливо поблескивает вода чистого подземного озера. У входа в пещеру можно найти канат, специально оставленный местными жителями. Дело в том, что население поселка берет из этого озера питьевую воду. Поговаривают даже, что вода эта обладает уникальными способностями и может даже исцелить некоторые болезни.

Крепость Абарук.

Удивительный памятник военной архитектуры периода средневековья возвышается на вершине высокой горы Абарук, в селении Нижняя Анухва, также известном как Бжилва. Всего три километра отделяют руины крепости Абарук от другого уникального памятника старины — остатков храма Ачануа.

Итак, обойдя село с северо-запада, мы начинаем подъем на высокую отвесную гору. Места здесь удивительные – воздух чист и прозрачен; тут и там встречаются непроходимые заросли каких-то южных растений, отовсюду раздается аромат цветов и хвои, и откуда-то с ветвей деревьев приветливо поют о чем-то птицы…

И вот, преодолев крутой подъем, мы, наконец, можем просмотреть сквозь густые зеленые заросли каменные стены древнего сооружения. Площадь постройки составляет примерно 25 на15 метров. В центре крепостного двора сохранились руины здания, имевшего, предположительно, хозяйственное назначение.

Крепость Абарук всегда вызывала живой интерес среди местных жителей. На сегодняшний день не сохранилось достоверных данных  о том, кто и когда выстроил столь значительное сооружение. Но несомненным остается факт, что этот человек был весьма богат. Вот почему жители поселка нередко приходили к стенам крепости в поисках спрятанных сокровищ, или хотя бы просто предметов обихода бывших обитателей. Так известно, что еще в начале прошлого столетия, а именно, в 1915 году удалось найти большой кинжал из чистого серебра, а также несколько железных ножей и еще какие-то вещи, очевидно, принадлежавшие хозяину крепости. В 1940 в стенах крепости был найден железный панцирь. Это лишь те данные, которые известны. Каковы же истинные масштабы находок, сделанных местными жителями на территории крепости, остается лишь гадать. Следует добавить лишь, что судьба найденных предметов неизвестна. Интересное открытие сделали ученые  в середине XXв. у подошвы горы Абарук (т.е. ниже одноименной крепости). При раскопках нижне-анухвинского кладбища археологи обнаружили остатки какого-то сооружения, более всего похожего на  склеп. Помещение площадью семь на пять метров уходило под землю на глубину до полутора метров. Кладка стен состояла из тесаных плит известняка на прочном известковом растворе. Сооружение было ориентировано с востока на запад.

Еще одна интересная деталь: в советские годы на территории села располагался колхоз. В ходе плановой вспашки колхозных земель здесь в 1962 году были случайно обнаружены топоры, копья и другие бронзовые предметы, возраст которых, по оценке ученых, превышает 3000 лет. Сегодня все эти реликвии можно увидеть  в Пицундском музее.

Крепость Бжилва.

В поселке Нижняя Анухва (Бжилва) расположен еще один памятник средневековой военной архитектуры – крепость Бжилва. Всего несколько километров отделяют ее от другой мощной крепости – крепости Абарук.

Возвышенность, на которой находятся руины крепости, нельзя назвать очень высокой – всего порядка400 метровнад уровнем моря. Тем не менее, со стен крепости открывается прекрасный вид на окрестности и на гору Абарук. Но гораздо важнее с точки зрения военной стратегии было то, что отсюда прекрасно просматриваются село Мцара, ущелье реки Цкуара и даже возвышенность Михалку. Таким образом можно смело констатировать тот факт, что крепость Бжилва имела в древности важное значение. Обе крепости – Абарук и Бжилва надежно охраняли покой жителей ущелий рек Мцара и Цуара, а также не давали возможность вражеским войскам подойти к главной крепости края – Анакопии с северо-запада.

К сожалению, сами стены, возведенные из морского булыжника разной формы и размеров, сохранились очень плохо. На сегодняшний день невозможно с точностью установить даже толщину кладки. Большая часть двора густо поросла разнообразной зеленью и деревьями.

Общая площадь крепостного двора составляла, по приблизительным подсчетам, почти 1200 квадратных метров. В качестве дополнительной защиты строители умело использовали особенности местности, а именно, построили здание таким образом, чтобы юго-западная его часть вплотную примыкала к отвесной известняковой скале.

В середине прошлого столетия крепость Бжилва тщательным образом исследовали такие выдающиеся ученые Абхазии, признанные мастера своего дела, как Л. Н. Соловьев и Л. А. Ельницкий. Оба историка сошлись во мнении, что крепость была построена не позднее VII-IXвв., т.е. является самым древним сооружением этих мест.

На территории крепостного двора археологи обнаружили множество предметов старины, среди которых были фрагменты больших хозяйственных сосудов, железный шлак, разнообразные гончарные изделия и проч.

Остается добавить, что окрестности Бжилвинской крепости с незапамятных времен известны как места жительства коренных абхазов. Среди представленных здесь родов можно увидеть такие фамилии, как Аргун, Таркил, Смыр, Трапш, Мканба, Харабуа и другие. Во времена махаджирства (т.е. насильственного переселения абхазов в Османскую империю) эти места обезлюдели. Позднее пустующие земли стали заселять армяне.

Храм в поселке Веселовка.

Весьма любопытное, но, к сожалению, практически полностью разрушенное сооружение времен средневековья расположилось на севере Анухвы, в поселке Веселовка, известном также как Ахакуара.

Все, что осталось от былого великолепия здания – это две стены – восточная и южная. Фрагменты алтарной росписи дают основание полагать, храм некогда был богато украшен фресками. Некоторые из этих фрагментов еще в XIXв. были перенесены в Абхазский государственный музей.

Анухвинский храм.

Всего в нескольких километрах от курортного города Новый Афон, в месте, известном как Аквача, на высоком холме, возвышающемся на450 метровнад уровнем моря, прикрытые пылью веков мирно покоятся руины одного из самых старинных сооружений этих мест — Анухвинского храма.

К сожалению, время не пощадило этот уникальный памятник истории и культовой архитектуры. Сегодня храм находится в весьма плачевном состоянии и практически полностью разрушен. Правда, обсуждаются проекты о возможности его восстановления.

Анухвинский храм, как и многие здания того времени, строился из грубо тесаных плит известняка. Двор  храма был окружен каменной стеной. Сам храм нельзя назвать большим – его длина составляет порядка четырех с половиной метров, ширина – без малого четыре метра. Зато потолок храма возвышался на высоту пяти метров над землей. Стены храма были добротные, толстые, свыше одного  метра шириной. Интересной находкой стало загадочное отверстие в северной стене храма, на высоте почти двух метров над землей. Размер отверстия – примерно 50 на50 см. Что касается его назначения, то здесь ученые не пришли к единому выводу, так что остается лишь гадать, зачем тысячу лет назад было прорублено это квадратное отверстие.

Анухвинские «ацангуары».

Одна из наиболее любопытных загадок Абхазии – удивительные и непонятные каменные сооружения, называемые в народе «ацангуара», что в переводе с абхазского означает «ограды карликов».  Эти сооружения из морского голыша без использования какого-либо раствора, размером примерно 4.5м на 5м и высотой порядка 1.7м встречаются практически на всех альпийских территориях Абхазии. Есть они и в селе Анухва – на вершине горы Мсыргхва.

Существует множество версий о происхождении этих пирамидальных сооружений, большинство из которых сводятся к мифам и легендам. Однако, ни одна из них убедительно не доказана. Таким образом, остается лишь гадать о том, существовал ли в действительности мифический народ карликов — ацаны или же просто подобные сооружения использовали в качестве балаганов местные охотники.