Абхазия в объективе Смотреть фото
Система Orphus

Транспорт

С древнейших времен по территории Абхазии пролегали важнейшие коммуникации, соединявшие Центральную и Малую Азию, Северный и Южный Кавказ, а также города Причерноморья. В раннее средневековье через Абхазию проходил один из маршрутов знаменитого Шелкового пути.

В связи большой стратегической значимостью региона, на абхазском побережье основывались торговые колонии и города различных государств, игравших значительную роль в истории Европы и Азии. Среди них следует отметить Древнегреческие полисы, Понтийское царство, Римскую и Византийскую Империи, Генуэзскую республику, Оттоманскую Порту, Российскую империю. Благодаря этому в Абхазии исторически существовала довольно разветвленная коммуникационная сеть, которая, естественно переживала периоды подъема и упадка, в зависимости от геополитической ситуации в регионе.

Нынешние дорожные магистрали обязаны своим появлением России, которая в целях обеспечения своих береговых укреплений и прокладки пути в Грузию и далее в Закавказье, стала строить дороги, проходящие вдоль черноморского побережья. До этого сообщение осуществлялось, в основном, по горной части Абхазии, а также через Главный Кавказский хребет.

Эти коммуникации постоянно совершенствовались и обеспечивались современными техническими средствами. В конце XIX начале XX веков в Абхазии фирмой Siemens был построен первый телеграф, началось сооружение железной дороги, а также развитие портового хозяйства. В советские годы этот процесс активно развивался.

В настоящее время в Абхазии существует достаточно развитая сеть шоссейных дорог, в улучшение качества которой ежегодно вкладываются достаточно крупные, по меркам республики, средства. Так, осуществлен ремонт абхазского участка трассы М-27, который сейчас имеет достаточно качественное асфальтовое покрытие. Довольно быстрыми темпами укладывается асфальт и в городах республики, а также  в крупных селах. По существу, в подавляющее большинство сел, даже самых отдаленных, из столицы Абхазии можно добраться в течение 2-х часов. Для этого совершенно не требуется транспорт повышенной проходимости, т. к. даже грунтовые дороги, в основном, находятся в удовлетворительном состоянии. Это является большим преимуществом республики, создающим условия для вовлечения всех регионов страны в экономическую активность.

Ко всем населенным пунктам Абхазии подведены линии электропередач. Электрохозяйство республики довольно серьезно пострадало из-за военных действий и отсутствия достаточных государственных инвестиций. Однако, несмотря на это, оно было восстановлено и поддерживалось на уровне, необходимом для обеспечения нужд населения и экономики. В настоящее время, в виду увеличения финансовых возможностей государства,  из года в год повышается качество обеспечения электроэнергией, которая поставляется практически без перебоев в города и села республики. Осуществлена полная замена магистральных высоковольтных ЛЭП. Однако распределительные линии нуждаются в серьезной модернизации. Стоимость электроэнергии в республике одна из самых низких на территории бывшего СССР и составляет, на данный момент, для физических лиц — 60 копеек за кВт/ч, для юридических – 85 копеек за кВт/ч. Кроме того, правительство республики проводит льготную тарифную политику для различных отраслей экономики и предприятий.

Основным производителем электроэнергии является комплекс ИнгурГЭС, располагающийся по обеим сторонам реки Ингур – на территории Абхазии и Грузии. Несмотря на неурегулированность абхазо-грузинских взаимоотношений, стороны выработали временную схему сотрудничества по ИнгурГЭС, обеспечивающую ее нормальное функционирование. Это связано с тем, что ИнгурГЭС имеет стратегическое значение для экономик обоих государств. Установленная мощность гидроэлектростанции составляет 1300 МВт, среднегодовая выработка электроэнергии —  4430 млн. кВт/ч.

В Абхазии в советский период функционировала также сеть малых электростанций. Некоторые из них действуют и в настоящее время, обеспечивая потребности в электроэнергии небольших местных предприятий.

Особо следует выделить недействующую в настоящее время Сухумскую ГЭС. Среднегодовая выработка этой станции в довоенный период составляла порядка 120 млн. кВТ/ч, чего было достаточно для обеспечения электричеством важных хозяйственных и социальных объектов столицы Абхазии. В настоящее время разрабатываются проекты по реанимации Сухумской ГЭС.

На территории республики действуют два морских порта – грузовой и пассажирский — в Сухуме, и грузовой — в Очамчыре. В настоящее время через эти порты осуществляется регулярное грузовое сообщение. Основная часть грузов поступает и отправляется через Сухумский порт. Главным образом в республику завозятся товары народного потребления и продукты из Турции, а также бензин и дизтопливо из стран Черноморского бассейна. Из Очамчырского порта осуществляется вывоз добываемого в Ткуарчале каменного угля. Глубина фарватера в Очамчырах составляет 9 м., в Сухуме –4 м. До2008 г. власти Грузии постоянно предпринимали попытки воспрепятствовать свободному судоходству через порты Абхазии. Нередки были случаи захватов судов грузинскими ВМС в нейтральных водах. Однако с момента признания Абхазии Россией и ввода на территорию республики российских пограничников, осуществляющих охрану сухопутных и морских границ Абхазии, эти акты пиратства полностью прекратились. В абхазские порты в настоящее время заходят корабли под флагами России, Турции и ряда других государств.

Через всю территорию Абхазии проложена однопутная железнодорожная магистраль, некогда являвшаяся частью Закавказской железной дороги. В период войны железнодорожное хозяйство серьезно пострадало. Практически полностью был уничтожен подвижной состав, разрушены железнодорожные вокзалы и станции. Однако, по окончании войны внутреннее железнодорожное сообщение было восстановлено по маршрутам Псоу-Очамчыра и Ткуарчал-Очамчыра.

После признания Абхазии Россией был осуществлен капитальный ремонт железной дороги. В настоящее время по ней осуществляется перевозка грузов и пассажиров. С лета 2011 года было возобновлено сообщение между Сочи и Сухумом, а с весны 2012 был запущен пассажирский поезд по маршруту Москва – Сухум.

Вместе с тем, следует отметить, что в полной мере потенциал Абхазской железной дороги может быть реализован только в случае возобновления транзитного железнодорожного сообщения. Однако у решения этого вопроса существуют серьезные политические препятствия, связанные с сохраняющимся неурегулированным конфликтом между Абхазией и Грузией.

Другим важным коммуникационным объектом Абхазии является расположенный в 12 км от столицы в поселке Бабушара международный сухумский аэропорт им. В. Г. Ардзинба.

Это — аэропорт класса А, способный принимать все типы самолетов. Взлетно-посадочная полоса имеет армо-бетонное покрытие, и способна обеспечивать посадку самолетов с двух сторон. По метеорологическим условиям сухумский аэропорт один из лучших на постсоветском пространстве, т. к. количество нелетных суток не превышает 5-ти в год.

В последние годы был осуществлен ремонт аэровокзального комплекса, работает диспетчерская и прочие службы. Из аэропорта совершаются регулярные рейсы малой авиации, время от времени принимаются и отправляются самолеты министерства обороны, органов государственной власти и МЧС России.

В ближайшее время планируется возобновление пассажирского авиасообщения между Сухумом и Москвой.

В виду того, что Абхазия является лишь частично признанным государством, на данном этапе остается нерешенной проблема регистрации аэропорта Международной организацией гражданской авиации (ICAO). Поэтому в Сухум не могут совершать рейсы самолеты из других государств, кроме России. Однако существующие в мире прецеденты, такие, в частности, как ситуация с Турецкой Республикой Северного Кипра и Косово, позволяют надеяться, что этот вопрос будет решен в ходе переговоров.

В Абхазии очень динамично развивается система сотовой связи, включая мобильный Интернет. На территории республики действуют два сотовых оператора «Аквафон» и «А-Мобайл», работающих в стандартах GSM и 3G. В ближайшее время будет задействован и стандарт 4G. Зона покрытия сотовых сетей охватывает всю республику, за исключением высокогорных незаселенных территорий. Уровень телефонизации превышает 90% населения.  Оба оператора предоставляют услуги роуминга, поэтому на территории Абхазии можно свободно пользоваться телефонами практически всех операторов сотовой связи России и других стран. В Абхазии достаточно быстро развивается система оптоволоконной связи, из года в год улучшается качество Интернет-услуг.

Таким образом, резюмируя вышесказанное можно отметить, что Абхазия является очень перспективным коммуникационным центром, значение которого для региона будет, несомненно, расти. В настоящее время на стадии обсуждения находится проект прокладки шоссейной дороги через Главный Кавказский хребет в Абхазию, которая должна пройти по Кодорскому ущелью. Его реализация позволила бы значительно сократить путь с Северного Кавказа к Черноморскому побережью, и вывести транспортные потоки к портам и другим коммуникационным объектам республики. В целом существующая сеть всех видов коммуникаций создает хорошие предпосылки для привлечения инвестиций, повышения деловой активности и интеграции Абхазии в мировую экономику.